Донской врач лечит и тело, и душу
К хирургу Александру Ивановичу Неделько пациенты едут со всех уголков России. Но мало кто из них знает, что их врач ещё и талантливый художник, работы которого искусствоведы оценивают как "живопись, которая останется на века"...
Нам удалось попасть на приём к этому необычному доктору.
Как умирали картины...
- Александр Иванович, с удивлением узнала, что ваши выставки проходят в Европе и картины пользуются успехом у коллекционеров и знатоков искусства...
- Меня и самого это удивляет. Ведь живопись - это моё увлечение, способ отдыха, если хотите. И долгие годы я вообще стеснялся рассказывать, что после операций бегу к мольберту. Работал в мединституте, меня знали как серьёзного врача, а тут вдруг картины. Но потом отец всё-таки уговорил меня показать свои работы профессионалам, и началось...
- А как вы открыли в себе этот талант?
- Благодаря родителям. В детстве я ходил сразу в четыре школы: общеобразовательную, музыкальную, спортивную и художественную. Причём везде учился довольно успешно. Во время одного из соревнований я получил травму, к счастью, попал в руки хороших хирургов. Наверное, тогда-то и определился с выбором жизненного пути. А рисовал я всегда - двадцать лет писал реалистичные пейзажи, но потом понял, что делаю что-то не то. В них не было души, экспрессии, красок. Однажды я собрал всё, что накопилось, разложил на даче большой костёр и сжёг все картины...
- Столько труда, переживаний - в огонь... Не жалко?
- Нет. Это были неудачные работы, и сейчас мне было бы за них стыдно. Уничтожив их, я начал свою художественную жизнь с чистого листа. По счастью, мой друг - известный донской монументалист Николай Александрович Пищенко предложил свою мастер.скую, и несколько лет я под его руководством учился отражать на холсте то, что чувствовал.
Случайные закономерности
- Как-то вы признались, что слава художника пришла к вам благодаря случаю...
- Да, моя жизнь вообще состоит из случайных закономерностей. А если говорить о картинах, каждый отпуск я провожу в Подмосковье. Там я отдыхаю, хожу на пленэр. Делаю маленькие выставки для соседей по даче. Однажды на одной из этих выставок ко мне подошла стильная, ухоженная дама семидесяти с лишним лет. Она взяла меня за руку и произнесла: "С этой самодеятельностью надо заканчивать. Вы художник. Мы вам делаем выставку. И... никаких возражений". Не дав мне опомниться, она села в свою машину и уехала. Позже я узнал, что это была доктор искусствоведения, знаменитый галерист Светлана Васильевна Кабаргина. Своё слово она сдержала, поэтому вскоре прошла первая выставка в Москве, затем другая ну и дальше - серия экспозиций в Европе. Что-то в моих работах, видимо, нравится людям, и мне грех жаловаться: картины покупают...
- Вы практикующий хирург, когда же находите время для творчества?
- Каждый день. Несколько часов после работы. Для меня это лучший отдых, восстановление души, если хотите. К счастью, я не знаю, что такое муки творчества, для меня живопись не тяжкий труд, а выплеск эмоций, которые скопились за день. В моей машине всегда лежит этюдник на случай неожиданно свалившегося вдохновения. Как-то мы с семьёй возвращались с дачи. Я увидел поле подсолнухов в лучах заката. Меня за.хватило и понесло. Пришлось моим девчонкам подождать, пока я делал наброски.
- Близкие обычно страдают рядом с творческими людьми...
- Надеюсь, это не о нашей семье. Жена и дочери - мои соратницы и, я бы даже сказал, соавторы. Они убедили меня соорудить дома мастерскую, соз.дают все условия для того, чтобы мне было хорошо.
- Дочери унаследовали ваш талант?
- Слава Богу, в нашей семье у мольберта стою только я. Старшая дочь, как и жена, прекрасный медик, но к тому же она талант.ливый музыкант. Младшая - будущий юрист, и ещё я вижу в ней талант дизайнера: она шьёт удивительные жен.ские сумки.
"Это я. Весь"
- Александр Иванович, а есть ли у вас работы со своей необычной историей?
- Есть несколько. К примеру, я долгое время боялся браться за портреты. К этому нужно было прийти, прочувствовать, прожить жизнь того, кого пишешь. И вот однажды ко мне обратился с просьбой написать портрет человек, прошедший не одну войну, полковник со множеством ранений, с неудавшейся, как бывает у настоящих героев, личной жизнью. У него было не.обычное лицо - асимметричное, со шрамами, желтовато-зелёного оттенка. Я почувствовал, что он перенёс, сколько выпало на его долю. И написал. Не просто его лицо, а то, что за ним скрывалось. Портрет получился неклассиче.ский - со множеством жёлто-зелёных красок, экспрессивный, тяжёлый. Я не знал, как воспримет его полковник. Но он произнёс: "Это я. Весь". Похожая история была с портретом Светланы Васильевны Кабаргиной. Она носит чёрные парики, и я, нарушив все законы живописи, написал парик чистой чёрной краской, без оттенков. Нужно сказать, что Светлана Васильевна - женщина сильная, жёсткая, а я увидел её хрупкой, трогательной. Поэтому она отрецензировала мою работу так: "Шурочка, ты раскрыл мой секрет. Да, я слабая женщина. Но никто не должен об этом знать!"
- Доктор, скажите, а бывало ли, чтобы на творчество вас вдохновляла работа?
- Скорее, это не вдохновение, а прямая взаимосвязь. Вот сейчас вы сидите на стуле, на котором сегодня уже сидели двадцать моих пациентов. И все они приходят с болью, ждут помощи и, главное, понимания, терпения и сочувствия. Хоть и считается, что врачи - циники, я пропускаю человеческие страдания через себя. Эти эмоции накапливаются, и к концу дня хочется их вытеснить чем-то ярким, светлым, радостным. И я вытесняю их у холста с кистью в руках...
- Александр Иванович, я заметила на стенах в отделении ваши работы...
- Да ещё одна картина висит в реанимации (доктор Неделько показывает мне полотно с потрясающими подсолнухами - от буйства красок захватывает дыхание). В заграничных клиниках картины на стенах давно уже стали хорошей традицией. Мы лечим тело, а искусство - душу. И если картина оптимистичная, радостная, живая, то это настроение передаётся зрителю. Думаю, что такие картины больным на пользу.