- Уже тогда я понял: животные мало чем отличаются от людей. Они бывают хитрые и простодушные, высокомерные и застенчивые. А ещё они всегда красивы, даже если на первый взгляд кажется совсем наоборот, - признаётся зоолог и показывает уже свою фотоколлекцию с длинноухим тушканчиком.
- Разве это неудивительно? – спрашивает он.
На снимках - странный зверёк с вытянутой мордашкой, глазами-бусинами и большими прозрачными ушами, сложенными словно крылья...
Удивительно и то, сколько лет Николай не перестаёт восхищаться этой красотой…
Ребятам о зверятах
Пятиклассника Колю Усика в Дом юннатов при Ростовском зоопарке привела соседская девочка. Маленькие зоологи помогали служителям убирать клетки, кормить зверей и птиц, вместе с научными сотрудниками наблюдали за поведением животных и вели дневники.
- Но главное - взрослые не относились к нам свысока, не делали скидок на возраст. Делились той же литературой, что читали сами, разрешали проводить научные эксперименты. Этого отношения – «на равных» мне всегда не хватало в школе, - признаётся он. – Хотя именно в моей школе №43 (раньше это была девятилетка №3 им. Будённого) в 1927 году и открылся зоопарк. Вернее, сначала это был обычный живой уголок из черепахи и ёжика, но под руководством талантливого педагога Владимира Кегеля разросся до зоосада в школьном дворе. И только после большого пополнения из зверинца Филатова его перенесли на окраину города. Это был первый зоопарк в стране, созданный детьми: все зоологи в нём были учениками того самого Кегеля. А в школе этому факту особого значения не придавали. Полвека не было ни музея, ни информационного уголка…
В 12 лет Коля уже самостоятельно водил экскурсии. Его приглашали с ручными животными в ростовские школы. Доставая из клетки лисёнка, енота или зайчонка, юннат рассказывал сверстникам о тех, кто даже в каменных джунглях большого города живёт по своим законам. Казалось, победителя областных олимпиад по ботанике и биологии, участника союзных слётов мало что волнует, кроме науки о природе. Но экзамены на биофак РГУ он… провалил. Не справился с сочинением по русскому языку. Но через год с вечернего обучения талантливого студента перевели на дневное. Каждый день после лекций он бежал в зоопарк, где помогал создавать новый отдел мелких млекопитающих.
- О дэгу, шиншиллах, леммингах, капибарах тогда мало кто слышал. Но мы ловили их в живой природе, где только не охотились за ними – и в степях, и в полях, и в горах. За несколько лет мы собрали одну из крупнейших в стране коллекцию из более 60 видов грызунов, насекомоядных, зайцеобразных и сумчатых, - рассказывает зоолог. – Меня интересовали именно мелкие млекопитающие. Эти сообразительные зверьки даже в неволе быстро создают мирок, максимально приближенный к естественному. Однажды я замешкался, оставил варежку на клетке мышки-полёвки – через пару часов она уже вовсю в ней хозяйничала, обустраивая норку.
В мире животных
О том, сколько тяжёлого, грязного, часто однообразного труда приходится выполнять, Усик рассказывать не хочет. Кто-то подумает: ну что за профессия – чистить полдня клетки и вольеры, да ещё за смешную зарплату?..
- Был момент, когда я пробовал уйти из зоопарка. Но хватило меня ненадолго. Переживал за свой отдел, не хватало самой атмосферы, сбился ритм жизни. Например, в зоопарке зима наступает не по календарю, а когда начинают реветь гиббоны. Они никак не могут привыкнуть к снегу и каждый раз громко выражают своё восхищение первыми снежинками. А о том, что пришла весна, первой сообщает иволга. Да и разве могут деньги или тёплый кабинет заменить чудо рождения слонёнка или первые шаги неуклюжего страусёнка?
Однажды родственники, живущие в Германии, пригласили Усика в гости. Он долго копил деньги. А когда приехал, первым делом отправился в Мюнхенский зоопарк.
- Это было настоящее потрясение. Он расположен в самом центре города, но отрезан от машин и домов рекой. Посетители гуляют в лесу, наблюдая за животными на смотровых площадках: барьеров или вообще нет, или они тщательно замаскированы. Например, те же бурые медведи живут на отдельном зелёном пятачке у реки и большую часть дня проводят в воде, вылавливая форель. Конечно, на следующий день я снова отправился в тот же зоопарк, чтобы уже поближе познакомиться со служителями. Родня недоумевала: за те две недели, что я у них гостил, не наслаждался немецким пивом и сосисками, а объездил 15 зоопарков, - улыбается Николай. – Это путешествие стало поворотным в моей судьбе. С советских времён в зоопарках первым делом требовали показатели - количество особей в коллекции и их размножение, а в Европе это совсем необязательно, главное, - чтобы посетителям хотелось вновь и вновь приходить в ухоженный парк, а звери жили в хороших условиях.
Сразу после возвращения Усик стал копить на новую поездку и приобрёл в кредит цифровой фотоаппарат.
- Я понимал, что поменять всё за один день в нашем зоопарке не получится и не у всех моих коллег есть возможность набраться такого опыта, поэтому решил показывать и рассказывать им, как устроены зоопарки в разных точках планеты. А там, глядишь, многое изменится, - говорит он и показывает свою фотоколлекцию: снимки редчайших животных из 16 стран, 134 городов и 81 зоопарка…