Примерное время чтения: 10 минут
167

Руками трогать! Как ужиться, когда в паре оба – творческие люди

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ-Ростов 09/04/2024
У Ирины и Владимира Назаренко каждая работа — это творение двоих, хотя у них совершенно разные виды декоративно-прикладного искусства.
У Ирины и Владимира Назаренко каждая работа — это творение двоих, хотя у них совершенно разные виды декоративно-прикладного искусства. / Из архива семьи Назаренко / Из личного архива

Творческие союзы, а особенно в семье, в которой сразу два мастера декоративно-прикладного искусства, пожалуй, уже редкость. Чаще, если кто-то один в семье занимается творчеством, то другой ему прос­то помогает. А вот у Ирины и Владимира Назаренко каждая работа — это творение двоих, хотя у них совершенно разные виды декоративно-прикладного искусства.

Как уживаются два творческих человека, разбирался rostov.aif.ru.

Вместе и навсегда

Глава семьи Владимир Назаренко родом из села Романовка Сальского района. Его бабушка Фёкла первая увидела задатки будущего мастера и всячески его поддерживала.

Владимир вспоминает свой восторг, когда впервые увидел, как перочинный ножик превращает деревяшку в фигурку. Чуть повзрослев, он уже отлично разбирался, какое дерево подходит для определённых поделок. Окончив школу, поступил в техникум в посёлке Гигант. Затем ушёл служить в армию. Там и познакомился с Леонидом Киселёвым, который посоветовал талантливому парню, вырезающему на досуге поразительные фигурки, поступать на художественно-графический факультет Ростовского педагогического института.

С деревом работать очень интересно, оно подвластно и резцу, и другому инструменту. Фото: Из личного архиваИз архива семьи Назаренко

Владимир Назаренко, недолго думая, поступил в этот вуз, который стал для него родным. Именно там, на худграфе, познакомился со своей будущей женой Ириной. Оба до сих пор с особой теплотой благодарных студентов говорят о своих преподавателях Вячеславе Сенько и Василии Зинченко, с которыми поддерживают отношения до сих пор.

В 1992 году, окончив вуз, Владимир и Ирина уехали в Сальск. Владимир работал учителем рисования в сальской школе № 6. Ирина пошла трудиться в детский сад, где у неё появились первые коллекции детской одежды.

Чуть ­позже, а прошло, как рассказывают супруги, пять лет и три месяца, вместе они стали учить рисовать мальчишек и девчонок в детской художественной школе в Сальске. Занимаются этим уже 24 года.

Что нужно сделать, чтобы заинтересовать детей? Особого рецепта нет. Преподавателю, по словам Ирины Назаренко, нужно замотивировать ребёнка любить творить. У мастера свои работы должны вызывать разные эмоции: и смех, и слёзы, и любовь.

Резьбе по дереву Владимир Назаренко остался верен на всю жизнь. Фото: Из личного архиваИз архива семьи Назаренко

Когда подрастала их дочь Александра, Ирина увлеклась детским костюмом. Так появились её авторские коллекции «Сударушка» по мотивам русского народного костюма, «Перепёлка», «Полюшка».

Спустя время, изучение истории костюма переросло в занятие лоскутным шитьём. И уже десять лет дончанка участвует в фестивале лоскутного шитья «Душа России». Такого рода мероприятия, по словам Ирины Назаренко, заряжают мастеров творческой энергией, и рождаются работы, которые переживут автора и останутся в истории.

Как признаётся мастерица, сейчас она не может спокойно проходить мимо магазинов, где продаются ткани. А ещё Ирина занимается авторской куклой — этому она училась у ростовского мастера Светланы Деркач. По признанию Ирины Назаренко, когда она работает с авторской куклой, то та сама подсказывает, какую ей нужно сшить одежду.

От дерева — особое тепло

Резьбе по дереву Владимир Назаренко остался верен на всю жизнь. Первые работы — это деревянные игрушки, декоративные панно. Учился рисовать самостоятельно. Листая книги с иллюстрациями, мальчик Вова срисовывал понравившиеся рисунки.

Почему именно дерево? Потому что это очень доступный и тёплый, энергетически приятный материал. С деревом работать очень интересно, оно подвластно и резцу, и другому инструменту.

«Хотя ему подвластен любой материал — живопись, графика, скульптура, глина, керамика. Но работать с деревом муж любит больше всего. Когда заходишь в мастерскую к Володе и он работает с сосной, то такой запах стоит! Ощущение, как будто в сосновый бор попала», — рассказывает Ирина Назаренко.

Владимир Иванович — постоянный участник ежегодных фестивалей «Кукла Дона» и «Нет вольнее Дона Тихого» в Ростове-на-Дону, «Белая акация» в Ставрополе и т.д. Одна из последних выставок, в которой принял участие Владимир Иванович, была в декабре 2023 года в Москве на ВДНХ. Он очень часто участвует в конкурсе «Театральные витражи». И так каждый год.

Руками трогать!

Но особый интерес у почитателей таланта мастера вызывают механические игрушки, которые приходят в движение кулачковым механизмом: он подбрасывает планку или колёсико и происходит движение. Вспомните, у кого в детстве не было игрушки «Бабочка», которая махала крылышками с помощью приводимого в движение колёсика на палке? И бегая по двору, детвора с не­описуемым восторгом радовалась полёту игрушки.

Как-то, готовясь к ознакомительному уроку для школьников по народному творчеству, Владимир Иванович стал детально изучать лубочные картинки. Вот тогда-то у него родились две механические куклы — «Коза» и «Медведь».

Более плотно механической игрушкой Назаренко стал заниматься, когда начал участвовать в областном фестивале «Кукла Дона». По правилам мероприятия, нужно было представить стационарную игрушку народов, издавна живущих в области. Вот так в 2020 году в коллекции Владимира Ивановича появилась первая механическая игрушка.

Игрушки не­обыч­ны­е. Например, «Казаки», где на конях скачут с шашками наголо донцы, или композиция «Мы на лодочке качались», где донской казак с казачкой катаются на лодочке, и у зрителя создаётся такое ощущение, что лодка плывёт по волнам. Или «Украл казак невесту», не правда ли, интригующее название композиции?

Материал, который используется при изготовлении, — это липа, сосна, бук. Делает Владимир Назаренко свои механические игрушки вручную. А затем расписывает их акриловыми красками. Лак редко используется в его работах — он не позволяет прочувствовать тепло дерева. Все изделия из дерева покрывает воском.

Работа над механической игрушкой начинается с изучения темы эскиза. Накопилось за годы работы их уже столько, что Ирина собирает в отдельную папку «на потом». И года через два-три мастер спокойно по ним начинает работать.

Не сразу игрушка выходит в свет. Назаренко сначала делает, как ласково выражается супруга, пробничек, который потом дорабатывается. Бывает, что и два, и три изделия проходят апробацию для того, чтобы игрушка ожила. На её изготовление можно потратить день, неделю, месяцы, а можно к ней вернуться через год. Она должна отлежаться, чтобы мастер мог, переосмыслив всё, доделать.

Супруги Назаренко настоятельно советуют тем, кто впервые видит эти оригинальные изделия, обязательно их потрогать руками и попытаться понять, как ими играть.

Главный почитатель таланта дедушки Вовы его трёхлетняя внучка Астрид. Она с удовольствием играет деревянными самолётиками и лошадками. Но самая любимая — это заготовка ангела, которую малышка называет Ляля и часто с ней играет.

Две звезды, два близких берега

Когда в семье два творческих человека, каждый из которых работает в разных направлениях, жить непрос­то, признаётся Ирина Назаренко, но зато интересно.

«Я рада, что мы вместе преподаём в школе, знаем специфику работы, можем уступить друг другу, где-то помочь, поддержать. Мы находимся в постоянном творческом поиске и, если что-то не умеем, то стараемся научиться», — делится она.

Супруги учатся друг у друга, у мастеров, своих учеников.

«Если ты забудешь, что у тебя внутри живёт ребёнок, то не сможешь придумать что-то новое, заниматься творчеством», — говорят Ирина и Владимир Назаренко.

Как люди творческие они постоянно находятся в поисках какого-то особого направления или техники, которое ­позже представят на суд зрителей, ведь их нужно постоянно чем-то удивлять.

Древние механизмы

Одной из первых механических игрушек был летающий голубь, сделанный Архитом Тарентским. Игрушка была деревянной и двигалась по проволоке на пару. Согласно Аристотелю он же изобрёл для развлечения детей погремушки.

Древнегреческие, древнеримские и древнеегипетские механические игрушки двигались под воздействием воды, ветра или пневматических сил; они были реалистичны, за что церковь сочла их орудиями дьявола.

В XVI веке Леонардо да Винчи создал механического льва в подарок королю Луи XII. Лев мог ходить и открывать пасть. В это же время механические игрушки для детей создавал Галилео Галилей.

Некоторые из них могли играть на музыкальных инструментах и писать целые предложения; некоторые, особенно обезьянки, использовались для рекламы чая и сигарет, и потому были очень популярны.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах