Отечественное сельское хозяйство в последние годы развивается очень активно. Способствуют этому политика импортозамещения и государственная поддержка агробизнеса. Одновременно растёт и спрос на молодые квалифицированные кадры.
Донской государственный аграрный университет обучает профессиям, которые востребованы временем и экономикой. А как меняется само аграрное образование? Чему сегодня учат будущих ветеринаров и агрономов? На эти вопросы отвечает ректор Донского ГАУ, академик РАН Александр Клименко.
В поле - с дипломом
Лариса Белоконь, «АиФ на Дону»: Александр Иванович, как сегодня чувствуют себя выпускники аграрных вузов на рынке труда?
Александр Клименко: Есть потребность в агрономах, зоотехниках, ветеринарах, инженерах, технологах молочного и мясного производства. Появляются новые направления в отрасли. Развиваются биотехнологии, технологии рационального, сберегающего земледелия. Соответственно, профильные образовательные учреждения должны быть к этому готовы.
Сельское хозяйство сегодня - это высокопродуктивный бизнес, который должны вести грамотные люди. И теперь работодатель чётко формулирует критерии, которым обязан соответствовать молодой специалист. Никто не хочет тратить время на его переподготовку.
- Охотно ли работодатели подключаются к обучению будущих специалистов?
- Организация практической подготовки выпускников - один из базовых подходов в учебно-образовательном процессе. Партнёрство с бизнесом, обучение студентов непосредственно на производстве - ключевой элемент, с которым связано трудоустройство выпускников.
В 2017-2018гг. мы заключили или пролонгировали более ста соглашений о сотрудничестве и партнёрстве. Они предусматривают различные формы взаимодействия с работодателями. Включают в себя все виды практик, экскурсий, выездных занятий, мастер-классов. По инициативе Донского ГАУ сформирован и утверждён на уровне правительства Ростовской области перечень агрокомпаний, в которых студенты проходят практическое обучение.
Предприятия с руками и ногами забирают к себе толковую молодёжь. Продуктивной формой сотрудничества стали базовые кафедры, которые создаются непосредственно на производстве. Это даёт возможность студентам переходить на индивидуальную систему обучения и даже начинать со старших курсов свою профессиональную деятельность.
Вот лишь один пример такого партнёрства: в 2014 году при участии агрохолдинга «Евродон» была открыта кафедра «Птицеводство» - единственная в России, занимающаяся подготовкой специалистов для индейководческой отрасли. Сейчас у «Евродона» новые большие проекты в центральных регионах страны, и мы будем участвовать в их кадровом обеспечении.
Всего же университет открыл 11 базовых кафедр при участии предприятий АПК и профильных научных центров системы ФАНО. На них прошли обучение более 500 студентов, накоплен опыт выполнения выпускных квалификационных работ под руководством производственников и учёных-практиков. Выпускники трудоустраиваются и успешно работают на базовых предприятиях.
Со студенческой скамьи - в науку
- Как ваш университет способствует переводу АПК на новую технологическую платформу?
- В портфеле перспективных научных достижений Донского ГАУ есть разнообразные исследования во всех областях сельского хозяйства и смежных отраслях экономики. Более 50 разработок вуза рекомендованы Минсельхозом России к внедрению. За последние три года сотрудники Донского ГАУ получили 146 патентов и других свидетельств результатов интеллектуальной деятельности. Нашими учёными созданы новые продукты питания функционального, то есть направленного на коррекцию здоровья, действия.
Значителен вклад сотрудников вуза в совершенствование препаратов и методов профилактики и лечения животных. Большое внимание уделяется переводу систем земледелия на биологическую основу, безвредную для человека и окружающей среды. Работы по селекции ведутся на современном молекулярно-генетическом уровне.
Один из векторов развития науки в Донском ГАУ - привлечение к проведению исследований студентов. Уже с первых курсов бакалавриата ребята уходят с головой в науку. Ежегодно молодые учёные завоёвывают гранты Президента РФ, получают медали на Всероссийской агропромышленной выставке «Золотая осень».
Эти успехи были бы невозможны без крепкой материальной базы для научной работы. Исследования в области агрономии проводятся на восьми тысячах гектаров земли, находящихся в пользовании университета. Есть участки под капельное орошение, интенсивный сад, заложен коллекционный виноградник. В тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами и вузами создаются и апробируются новые продукты питания. Исследования в области животноводства и птицеводства проводятся при взаимодействии с ведущими предприятиями АПК региона.
- Четыре года назад был сделан шаг к объединению трёх аграрных вузов Ростовской области? Что получил донской регион от такого слияния?
- Село нуждается в инновационных прорывах, и чтобы их обеспечить, нужно было пересмотреть подходы в агрообразовании. Время показывает, что объединение Донского ГАУ с Азово-Черноморской агроинженерной академией и Новочеркасской инженерно - мелиоративной академией позволило создать университет, который сегодня занимает ведущее место в аграрном образовании. В национальном рейтинге высших учебных заведений Донской ГАУ вошёл в топ-5 в номинации «Сельскохозяйственные вузы». Мы готовим кадры, которые обеспечивают продовольственную безопасность России и делают отечественное сельское хозяйство конкурентоспособным в мире.
Открытие молочной кооперации в Целинском районе
Открытие молочной кооперации в Целинском районе
Хлебная профессия
Кадровый вопрос перестал быть проблемой отдельно взятого сельхозпредприятия. Руководители хозяйств с надеждой смотрят в сторону аграрных вузов.
Как сегодня готовят специалистов для работы в полях и на фермах? Об этом спросили директора Азово-Черноморского инженерного института ФГБОУ ВО «Донской ГАУ», профессора Александра Серёгина.
Угодить работодателю
Лариса Белоконь, «АиФ на Дону»: АЧИИ - один из старейших вузов аграрного профиля в России. Какие изменения происходят сегодня в образовательном процессе?
Александр Серёгин: В агрообразовании происходят серьёзные изменения. Сегодня работодатели ждут от молодых специалистов как фундаментальных теоретических знаний, так и практических компетенций. Всё, что происходило с нашим институтом в течение последних четырёх лет, пошло на пользу образовательному процессу. Работа трёх аграрных высших учебных заведений в Ростовской области создавала определённую конкуренцию: друг у друга отбирали абитуриентов.
Объединившись, вузы перестали быть конкурентами, появилось равноправное партнёрство, возникло чёткое понимание цели и задач аграрного образования на Дону. Сегодня идёт активный обмен опытом по различным направлениям образовательной деятельности внутри объединённого университета.
- Александр Анатольевич, как подготовить специалистов, знающих реалии современного производства?
- Сегодня работодатель не желает тратить время на переподготовку своих специалистов. Предприятия даже готовы платить высокую заработную плату выпускникам, но и от них ждут отдачу. Например, колхоз имени С.Г. Шаумяна в Мясниковском районе - одно из базовых хозяйств, где наши студенты проходят практику. Его председатель Хачатур Поркшеян, выпускник АЧИМСХ, охотно принимает у себя наших ребят, даёт возможность поработать на своих полях, доверяет им современную технику.
В хозяйстве заработная плата больше 50 тысяч рублей, но и от специалистов требуют больших знаний. Мы организуем «Полевые практикумы» на базе сельхозпредприятий Ростовской области и соседних регионов. Студенты выезжают в хозяйства и знакомятся со всеми аспектами их работы, современными агротехнологиями. В нашем вузе сложилась традиция с азово-черноморским оттенком: у нас учатся представители сельских династий, инженеров, экономистов, а также научных работников, о которых знают далеко за пределами района.
Центр науки
- Вашему вузу удалось создать уникальный агротехнологический центр, который соединил науку, обучение и производство. Чем он привлекает студентов?
- Студенты знакомятся со всей последовательностью процессов: от подготовки почвы под посев до уборки. Наш опыт по созданию ориентированного на практику образования заслужил высокую оценку деканов агроинженерных факультетов вузов России. Осенью прошлого года на базе АЧИИ проходил семинар-совещание вузов Российской Федерации, в котором участвовали представители 40 университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Поволжья, Сибири, Юга России. Многие удивились тому, как небольшой город Зерноград смог превратиться в настоящий аграрный кластер, где есть всё для развития фундаментальной науки и её реализации на практике.
- А какая часть студентов решает связать свою судьбу с наукой?
- Научные исследования идут в разных направлениях: электро- и теплоэнергетика, сельхозмашиностроение и технологии технического сервиса, процессы в растениеводстве и животноводстве, селекция и семеноводство. Они опираются на современную элементную и техническую базу: микропроцессоры, 3D прототипирование, компьютерное моделирование и конструирование сельскохозяйственных машин и механизмов. В этом году аспирантуру заканчивают 16 выпускников. Молодые учёные работают в разных областях, но при этом решают одну главную задачу: сделать сельхозпроизводство более эффективным и получать больше донской продукции с заданными потребительскими качествами. Мы учим студентов генерировать новые идеи и смело претворять их в жизнь.
Орошение спасёт урожай
В советское время мелиорация была всенародным делом. сегодня Это путь к интенсивному земледелию, которое позволяет увеличить производство продуктов питания.
В Ростовской области принята программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения на 2014 - 2020 гг.». Отрасли срочно понадобились специалисты. Но где их брать?
Ответ на этот вопрос знает директор Новочеркасского инженерно-мелиоративного института ФГБОУ ВО «Донской ГАУ», профессор Павел Михеев.
Рукотворный дождь
Лариса Белоконь, «АиФ на Дону»: Павел Александрович, вы согласны с утверждением, что без мелиорации село не возродить?
Павел Михеев: Не только село, но и в целом аграрное производство. Ещё в царской России понимали, что урожай спасёт только вода. Корни нашего вуза уходят в начало ХХ века, когда указом Николая II в 1907 году был открыт первый в России инженерно-мелиоративный факультет в составе Донского политехнического института. Сегодня в России всего два вуза готовят кадры для мелиоративной отрасли. Один из них - это наш НИМИ. В 2010 году европейская часть России пережила сильнейшую засуху, и это стало поворотным моментом: все поняли, что орошение и есть спасение от неурожаев. Вода - тот ресурс, который стоит очень дорого, и не исключено, что вскоре станет дороже, чем нефть.
- Но ведь оросительные системы не так быстро построить?
- Мелиорация - это взаимосвязь ряда факторов и компонентов среды. В первую очередь, конечно, это почва, вода и её качество, а ещё растения, температура и климат в целом по региону. Мало произвести полив, нужно сохранить влагу, грамотно произвести обработку почвы, осуществить уход за растениями. Поэтому важно развивать не только оросительные мелиорации, но и лесомелиорацию, защиту почв от эрозии.
Нельзя забывать и об экологии, ведь часть воды, которую мы подаём на поле, возвращается в реки в виде дренажного стока далеко не лучшего качества. Бизнес сегодня приходит в мелиорацию, но необходимо понимать, что окупаемость орошения - не год и не два, а минимум пять-семь лет. Мелиорацией надо заниматься комплексно.
Где работать?
- Насколько востребованы сегодня аграрные профессии?
- Мы готовим специалистов для сельского хозяйства, обладающих знаниями и навыками технического профиля. Престижными считаются такие направления, как землеустройство и кадастры, водоснабжение и водоотведение, гидротехническое строительство, техносферная безопасность. Сегодня эти специальности востребованы для работы как в хозяйствах, так и в муниципалитетах и коммунальных службах.
- Депутаты Государственной Думы хотят обязать студентов-бюджетников отрабатывать три года на профильных производствах. Это поможет решить кадровые проблемы села?
- Здесь надо хорошо взвесить все обстоятельства. У студента должно быть право выбора. Я 45 лет назад, после окончания родного вуза, поехал по распределению в Калининградскую область. У меня, как у молодого специалиста, были определённые привилегии. И сегодня надо чем-то стимулировать выпускников. Например, платить подъёмные, предоставлять жильё. Надо подумать о защите прав молодых специалистов. А главное, необходимо менять качество жизни на селе. Социальная среда и условия для работы волнуют молодёжь не меньше, чем уровень зарплаты.
- Какие условия создаёт институт для обучающихся?
- У нас учатся более 3000 студентов на очной и заочной формах. Располагаем современной учебно-производственной и материально-технической базой. Мы всегда работали в режиме взаимодействия науки и производства. Созданы два института: научно-исследовательский (мелиоративные технологии) и проектный (гидротехника и водоснабжение). Даём возможность будущему специалисту пройти весь путь - от зарождения идеи до её практической реализации.