Калмыки (тогда – ойраты) прикочевали из Западной Монголии на Дон ещё 400 лет назад. Часть из них даже вошла в состав казаков, и по одной из версий жёлтая полоса на официальном донском флаге означает как раз калмыков и другие кочевые народы великой степи. Однако несмотря на столь тесное взаимодействие с прочими народами, населяющими наш край, калмыки сумели сохранить свой язык, вероисповедание и традиции. Вот и свадебные обряды у калмыцкого народа очень своеобразные и строго соблюдаются по сей день. О том, как женихи находили себе невест и какие свадебные ритуалы чтут потомки ойратских племён, рассказал Эрдни Манжиков, советник главы Республики Калмыкия по казачьему направлению.
И молитва, и смотрины
– Раньше калмыцкие женихи высматривали себе невесту на больших буддистских праздниках, когда все съезжались в храмы помолиться. В те времена можно было распознать незамужнюю девушку по её одежде и волосам. Свободные дамы носили одну косу, а замужние – две. А одежда отличалась узорами, к тому же женщины, состоявшие в браке, носили более строгие костюмы, – улыбается Эрдни Манжиков.
Любопытной особенностью калмыцкой свадьбы являлось знакомство родственников жениха и невесты. Перед тем, как молодые свяжут себя узами брака, будущая родня обязательно встречалась друг с другом. Дело в том, что калмыки – не очень многочисленный народ, и потому важно, чтобы не было кровосмешения. Не разрешалось играть свадьбы не только кровным родственникам, но даже молодым людям из одной кости (рода). Будущих молодожёнов также предварительно проверяли на совместимость: перед свадьбой в буддийском храме астролог-монах определял по дате рождения будут ли жених и невеста жить вместе счастливо, также он рассчитывал энергетически благосклонные к свадьбам дни по лунному календарю. Кстати, в отличие от других обрядов этому ритуалу молодые стараются следовать и в современной жизни.
Разведать невесту
Раньше жених и невеста, как правило, не были знакомы друг с другом, а сватали молодых родственники. Но перед сватовством родственники жениха отправляли в дом будущей невесты «разведчика», который должен был напроситься в гости к семье девушки и разведать достаточно ли она хозяйственна и скромна. Только после этого родственники жениха отправлялись в родительский дом невесты. Само же сватовство у кочевников проходило в три этапа. Всё начиналось со знакомства. На трёх лошадях к сватам наведывались жених, его товарищи и старейшина.По традиции они привозили с собой угощения и три кожаных суда с водкой. Старейшина совершал обряд «цацлцацлгн»: открыв водку, он произносил йорял (благопожелание). На следующем этапе проводилось «большое сватовство»: жених со своими близкими родственниками приходил к родным невесты с угощениями, подарками и варёной бараниной. Дата свадьбы и детали обговаривались на третьем этапе сватовства.
Далее семья невесты начинала подготовку к хюрме – свадьбе.
Хюрме
За два дня до свадьбы невесту навещали её родственники. Все они привозили подарки в качестве приданного. Дарить было принято тесьму, сундуки, ковры, постельные принадлежности, комплекты одежды на несколько лет.
– Перед свадьбой родные невесты срезают ей ногти, локон и сжигают это всё. Этот обряд символизировал, что девушка навсегда покидает отчий дом и начинает новую жизнь. В знак этой новой жизни в доме мужа она получит новое имя, – говорит Эрдни Манжиков.
Тем временем, в доме жениха снаряжают свадебный поезд, собирается свадебная делегация и выезжает в дом невесты. Было обязательно успеть доехать к сватам до обеда. Следуя традициям, по приезду гости сначала заносили «подарок молодухам» – подарки для женщин, а потом выносили варёную баранину, сладости, масло и чай и уже в последнюю очередь в дом заносили водку и вино. После этого приглашали гостей. Те, в свою очередь, перед тем, как сесть за стол мыли руки, ополаскивали рот и произносили молитву. Начиналась свадебная трапеза, которая тоже сопровождалась множеством весёлых обрядов, пением, плясками под домбру и поздравлениями. А старшая тётя девушки торжественно заплетала её волосы в две косы. Завершалось всё выносом приданого и расставанием девушки с домом родителей.
Дальше празднование торжества продолжалось в доме жениха. По приезду молодой в свой новый дом совершался обряд принятия невесты в род мужа: при входе клали матрас, на котором она должна была поклониться хозяевам. Потом девушка была обязана сшить из врученного куска ткани наволочку, чтобы продемонстрировать своё мастерство.
Спустя неделю после свадьбы молодую жену навещали родные, чтобы проверить, хорошо ли с ней обращаются в новом доме. И тут уже семья мужа не должна была ударить в грязь лицом и показать, что невестка всем довольна.
Современная свадьба
Конечно, многое из старых обрядов сейчас утрачено. Или, как минимум, переосмыслено.
– Этап знакомства на калмыцких свадьбах соблюдается и в наше время, родственники обязательно должны наведаться в дом невесты, познакомиться, договариться, обсудить детали. Но сейчас свадьбы чаще делают совместные: если раньше свадьбу играли сначала в доме невесты, потом жениха, то теперь, как правило, её играют сразу в доме жениха или ресторане. Это зависит от материального положения семей. Однако важно, чтобы невесту жених забрал из родительского дома и внёс выкуп, как полагается, пусть даже подарки будут недорогие. Дарят, как правило, определённое количество спиртного, женщинам – ткани, а мужчинам – рубашки, – вспоминает Эрдни Манжиков.
Сохранилась и традиция взаимопомощи: перед свадьбой все близкие родственники жениха и невесты съезжаются и оказывают им небольшую финансовую помощь для проведения торжества.
– Конечно, некоторые обряды не дошли до нашего поколения. Вот, например, раньше была традиция: когда гостей на свадьбе встречали, то кидали в них жирное мясо. Это считалось знаком жирной жизни, в достатке. Сложно представить, как кидают куски жира в дорогие костюмы и платья гостей в современной жизни, – смеётся Манжиков.
А вот обряд шитья невесты в доме жениха сохранился, хоть и в более упрощённом варианте. Теперь она не шьёт наволочку, но должна подшить подушку и сварить калмыцкий чай для хозяев дома. Сохранился и обряд плетения кос невесты, и новое имя, кстати, невестам дают в некоторых семьях до сих пор. Но, конечно, исключительно по её согласию.