281

«Страна поднялась из пепла». О роли донских казаков в судьбе Романовых

4 ноября Россия празднует День народного единства. Эта дата стала красной в нашем календаре с 2005 года, но каждый год наши читатели спрашивают о смысле и истории этого праздника. О Смуте и Иване Грозном, о роли донского казачества в истории династии Романовых и иных судьбоносных решениях рассказал заместитель руководителя исторического парка "Россия - моя история" Сергей  Гордиенко.

 Смена династии

Светлана Ломакина, «АиФ-Ростов». Сергей Юрьевич. В общих чертах я понимаю, почему день называется так: в начале XVII века народное ополчение впервые освободило Москву от зверствующих там поляков. До этого была Смута. С чего она началась?

Сергей Гордиенко. Со смены династий. У нас был очень сильный правитель, Иван Грозный, который 50 лет держал в руках верховную власть. Многие его не любили, но никто не мог такому сильному царю противодействовать. Однако проигрыш в Ливонской войне, который случился уже в конце жизни Ивана Васильевича, сильно подорвал его авторитет.

На престол вступил сын Ивана Грозного Фёдор I Иоаннович, но вскоре и он умер, не оставив наследника. Тогда на престол восходит Борис Годунов (боярин, брат жены царя), который не был Рюриковичем. Тут же ползут слухи, что настоящие-то наследники ещё есть, тот самый царевич Дмитрий, который был «убит» в городе Угличе, а значит что-то тут не так. Окраины России начинают бунтовать. Борис Годунов пытается задобрить всех деньгами и подарками. Он был невероятно богат, щедр и образован, вообще удивительный человек для своего времени и мог бы, наверное, достойно управлять государством. Но в народе его не приняли, потому что ждали «настоящего» Царя.

Поскольку свято место пусто не бывает, он появился - «спасшийся царевич», «законный божий наследник» Дмитрий (известный в историографии как Лжедмитрий I). Годунов – умирает, а Дмитрий во главе сторонников, среди которых было немало поляков, доходит до Москвы, садится на престол и его венчают на царство.

- Но это же была афера? Он не сын Ивана Грозного?

- А вот тут сложно сказать. Мать родная его признаёт, дядьки - тоже. Но поведение Дмитрия шло вразрез с тем, к чему привыкли на Руси.

Он приводит в нашу ортодоксальную страну жену-католичку. Приезжает в европейском кафтане, без помощи садится на лошадь, не спит днём, и вообще ведёт себя не так, как подобает русскому царю, потому что вырос-то в других условиях. Это не нравится боярам, к тому же поляки, которые приехали с ними, подсмеивались над русскими традициями и людьми.

Портрет Лжедмитрия I.
Портрет Лжедмитрия I. Фото: репродукция

Всё это вызывало недовольство, к тому же новый правитель привёз множество страшных штук. Одна машина для фейерверков чего стоит!  «Дьявол во плоти», изрыгающий огненные стрелы. К тому же Дмитрий (Лжедмитрий I), не укрепив свою страну изнутри, начал  внешние,  не очень популярные преобразования. Боярам это не нравилось, а также у него начались конфликты с основной его опорой – польскими шляхтичами, вспыхнуло восстание, Дмитрий побежал к стрельцам в надежде, что ему помогут, но стрельцы были запуганы и выдали его. Царя убили. Правил он всего год.

- Трон опять пустой...

- Да, в мае 1606 года трон опустел, и законной династии - нет. Бояре посоветовались и выбрали «боярского» царя Василия Шуйского. Он был одним из последних представителей высшей знати, кого не успел «зачистить» Годунов. И наиболее близок к роду Рюриков. У Шуйского сохранялся сильный авторитет, благодаря чему он и создал коалицию в среде бояр, и обещал представлять их интересы.

Как только Шуйский взошёл на престол, появился Лжедмитрий II (получивший прозвище – Тушинский вор). Жена Лжедмитрия Первого, Марина Мнишек, его признала: мол, это и есть уже во второй раз чудесным образом спасшийся Дмитрий. А мать царевича, даже под пытками, точного ответа - её это сын или нет, не дала.

Князь Михаил Скопин-Шуйский встречает шведского воеводу Делагарди близ Новгорода.
Князь Михаил Скопин-Шуйский встречает шведского воеводу Делагарди близ Новгорода. Фото: Commons.wikimedia.org

И всё это происходит на фоне экономического кризиса и беспорядков, международных конфликтов – война с Польшей (1609 – 1618 годы), вторжение шведов. Шуйского всё-таки свергают и отвозят пленником в Польшу, но Лжедмитрия II, который уже стоит под Москвой, тоже не спешат приглашать на трон.

Бояре решают, что нужно позвать царя со стороны – к примеру, пригласить наследника польского короля Сигизмунда Владислава. Расчёт был таким: он будет номинальной фигурой, жить останется в Речи Посполитой, а Россией будут фактически заправлять они, бояре. Но у поляков другие планы: они входят в Москву и оккупируют её, начинаются грабежи, убийства, поджоги. Владислав, который было выехал для получения российской короны, уже и не торопится: в Москве - страшно. Вот пусть они там закончат, а потом он приедет,  и вступит на престол.

И вот в этот момент собирается народное ополчение, которое решает освободить Москву от поляков и всех пришлых людей. Тем более, что к этому времени  Лжедмитрия II убили его же соратники (в декабре 1610 года).

- Среди них, кстати, было и казачество?

- И казачество, и бояре, и земство. Но между ними не было согласованности в действиях, поэтому они осадили Москву, но ключевую победу не одержали. И вот тогда появляются легендарные для нашей истории личности: Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин.

Памятник Минину и Пожарскому
Памятник Минину и Пожарскому Фото: Commons.wikimedia.org

История удивительная. Кузьма Минин  - нижегородский староста. Купец. По одной из  легенд, ему является Богородица и говорит: выходи на площадь, и созывай народ на защиту Москвы. «Но я обычный человек, у нас маленький городишко, что мы можем сделать?» - «Выходи! Господь будет с тобой!» Он выходит на площадь, произносит пламенную речь и народ идёт освобождать Москву, ради спасения православной веры.  Возглавить же войско предложено князю Дмитрию Пожарскому. Он противился, но потом согласился на тех условиях, что будет заниматься военной линией, а администрирование возьмёт на себя Кузьма Минин.

Так князь и купец ведут народ на Москву, освобождают её,  и под приглядом ополчения на трон садится первый царь из династии Романовых, Михаил Фёдорович. А символом дома Романовых становится икона Казанской божьей матери. Позже Алексей Михайлович, сын Михаила Фёдоровича, строит собор Казанской божьей матери и определяет праздник - День Казанской божьей матери, который праздновался 4 ноября в честь освобождения Москвы от поляков.

- На русской земле с того момента установился мир?

- Условно. Мы тогда ещё продолжаем воевать со шведами, с Польшей не заключён мир. Но уже избран царь, его признала большая часть людей, и закончена внутренняя гражданская война. А праздник 4 ноября у нас отмечали до 1917 года.

Суть его в том, что на защиту русской земли встали не только славяне, но и татары, мордвины, чуваши - вся соль русской земли. Москвичи не смогли себя освободить, а когда окраины пришли к ним на помощь, государство победило. И Россия фактически начинается с этого периода. Страна поднялась из пепла, как птица Феникс. А этот праздник, ещё раз напоминает, что только вместе мы сильны и сможем совершить невероятные подвиги.

Кстати

Атаман Межаков - решающее слово в пользу Романовых.

В начале 1613 года в Москву на «Собор всей Русской земли» съехались представители всех сословий и социальных групп России для избрания нового царя. Каждая из боярских группировок стремилась возвести на престол своего представителя. Единодушие было лишь в одном: отвергнуть кандидатуры польского и шведского королевичей, и на престол российский ставить «природного русского государя».

В числе претендентов на трон были князья  Д.М. Пожарский и В.В.Голицын, представители родов Мстиславских, Воротынских, Трубецких, но ни одна из кандидатур на набирала нужного количества голосов. И тут «какой-то дворянин из Галича, - писал историк Владимир Ключевский, - откуда производили первого самозванца, подал на соборе письменное мнение, в котором заявил, что ближе всех по родству к прежним царям стоит Михаил Фёдорович Романов, а потому его и надобно избрать в цари».

Старое родовитое боярство было против кандидатуры Романова, но в его пользу высказались донские казаки: большие заслуги казачества в освобождении Москвы от польских захватчиков предопределили их активное участие и решающую роль в Земском соборе 1613 года, на котором и избрали царя. После разоров и драк большинство участников Собора сошлись на компромиссной фигуре 17-летнего Михаила Фёдоровича, который не был запятнан какими-либо связями с интервентами. Именно голос донского атамана Феофилакта Межакова склонил чашу весов в его пользу.

В те годы появилась пословица: «Пришли казаки с Дону - погнали ляхов до дому»

С того времени к казакам Москва чутко прислушивалась и с почётом встречала каждую донскую делегацию.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах