Многие старинные казацкие поговорки и пословицы звучат непривычно для современного уха, тем не менее за каждой из них стоит какой-то уклад, незнакомые, но важные для предков реалии. А некоторые из них актуальны и по сей день. Что такое дуван, гайтан и почему вышедшая за свою калитку казачка считается ничьей, вместе с экспертами разбирался «АиФ-Ростов».
Военный дух
«Казачьи пословицы интересны тем, что они передавали жизнь казаков и их уклад. Чаще всего они говорили о военной службе, отваге, опасности, нравственных и боевых качествах казака, – рассказывает старший научный сотрудник отдела развития государственного музея-заповедника М. А. Шолохова Алексей Кочетов. – Поэтому часто к ним даже трудно подобрать похожие пословицы из общерусского фольклора».
Вот, к примеру, гайтан на шее да шашка сбоку – не скоро быть смертному сроку. Гайтан – это шнурок для нательного креста. То есть, с верой в бога и с шашкой на поясе смерть казаку не страшна. Возможно, некоторым аналогом этой поговорке может быть такое выражение как «Бог – не выдаст, свинья – не съест». С военной службой связана и поговорка казачье око видит далёко. Казаки войска использовались как аванпостные войска – они всегда шли впереди и видели, что там происходит. А при отступлении, наоборот, чтобы не дать противнику ударить в тыл, охраняли его. В своё время казаки считались лучшей лёгкой кавалерией в мире. «Пики к бою, шашки вон». Это выражение – часть уставных команд, которые перешли в обычную речь из военного лексикона казаков. Оно означает полную готовность к чему-либо. У казаков обычай таков – где пролез, там и спать ложись. Кажется шуткой, но ещё Лев Толстой говорил: «Границы России лежат на арчаке казачьего седла». То есть, куда казачьи части прошли, то место и стало их родиной.
С нашим атаманом
Без атамана дуван не дуванят. Как поясняет толковый казачий словарь Вячеслава Ремчукова, дуван – это бугор, возвышенность, на которой казаки делили добычу. Со временем значение поменялось на саму добычу. При дувании дувана первую часть отдавали на церковь, потом выделяли деньги вдовам и сиротам, а уже после распределяли между казаками, учитывая их заслуги и особые обстоятельства.
Кстати, с войны с Наполеоном казаки притащили несколько пушек для того, чтобы их переплавить и сделать церковный колокол Михайло-Архангельской церкви в Старочеркасске. Он был весом в 2600 килограммов. Звучал этот колокол на все окрестности.
Не атаман при булаве, а булава при атамане. Очевидный аналог поговорки, что не место красит человека. Булава – символ атаманской власти и вручали её, когда избирали на кругу атамана. Поговаривали даже, что на некоторых булавах писали фамилии атамана.
Что ни хутор, то своя запевка. Казацкий аналог – в каждой избушке – свои погремушки и в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Запевка – это манера. Казаки же песни не пели, они их играли. В каждом хуторе это делали по-своему, и, как правило, в каждом хуторе был свой выдающийся голос. К примеру, в Альшанке жил Иван Данилович Бирюлин.
Он в годы репрессий попал в лагеря и там пропал. Но до этого Шолохов возил своего тестя, бывшего атамана Громославского, чтобы тот послушал Бирюлина. Так атаман бывший прослезился от его голоса. А когда Иван Данилович шёл с казаками по селу и пел, казачки в порывах чувств бросали ему под ноги платки. Большинство казачьих пословиц указывали на принадлежность к земле, на которой они родились.К примеру, донская земля дармоедов не кормит – это ведь не только о посадке картошки, но и о том, что все казаки должны были работать, чтобы выправить себе обмундирование.
Кони, курицы и бабы
В основной массе казаки были конниками, с лошадью связано у них очень много пословиц и поговорок. Боевой конь был другом, членом семьи: казак сам не съест, а коня накормит. Конь казаку самого себя дороже – из этой пословицы вышло название праздника, который проводит музей-заповедник М. А. Шолохова каждую весну.
Что касается прочих ценностей, то в отношении к ним сказывалась некая разбойная лихость, существовавшая в изначальном казачестве. Отражение этому нашлось в выражении, не характерном для более осёдлого населения, что баба и курица в ста шагах от двора – ничейные. Как объяснил Алексей Кочетов, у казаков считается, что женщина должна быть привязана к своему хозяйству, к своему двору. А дворы раньше были большие, существовали даже левады – это огромные территории, на которых располагались базы, где держали скотину, огород, сад и часть реки или пруда, где росли неплодовые деревья, чтобы можно было держак для вил выбрать или стоянок срубить. На такой леваде забот хватало всем – и старым, и молодым. Поэтому в этой пословице есть предостережение женщине о том, что лучше не отрываться от своего дома.
Хотя, если казачка уже замужняя и кто-то на неё позарится, головы ему не сносить.
Добралась Маня до груш – это пословица о жадности. Груши на Дону всегда были вкусными, сочными, если начнёшь есть, не остановишься. Есть аналогичная пословица: поели неплохо – 99 огурчиков и решето груш. До сих пор в хуторах можно услышать выражение все рады и мы трошки. Трошки – это чуть-чуть. Значение такое, то есть, когда все радуются, и мы волей-неволей входим в это состояние. Но на Дону употребляли его и в ироническом ключе. Кто-то хвастался успехами, а ему отвечали: все рады и мы трошки. Мол, какое нам дело до ваших радостей.
Не люблю, когда умрут, а потом подглядывают. Так отвечали казаки, когда к ним приходили те, кто давно не общались, не интересовались раньше и вдруг начали проявлять активный интерес. То есть, нечего лезть в душу, если раньше потуги такой не было.
Когда денежки в кармане, то и бабушка в чести. «Это о том, что если деньги есть, то тебя «угадывают», все знают – у него деньги, надо перед ним мелким бесом рассыпаться.
Кстати, слово «угадывать» – тоже казачье. И в нём скрыта бездна смыслов: угадать – это не только «узнать», но и «разгадать сущность». Понять, что человек из себя представляет.