Когда мы говорим о донских казаках, то память тут же подсовывает нам образ или Степана Разина, или Григория Мелехова – статный, высокий, прекрасно владеющий оружием воин, который крестится, проезжая мимо церковных куполов.
Однако были среди казаков и настоящие буддисты – невысокие, юркие, бесшабашные всадники, многие из которых даже по-русски говорили плохо, тем не менее, считались настоящими казаками.
Как сейчас живут калмыцкие казаки, помнят ли о своем боевом пути и как строятся их отношения с Всевеликим войском Донским, нам рассказал советник главы Республики Калмыкия по казачьему направлению Эрдни Манжиков.
Родовой казак
– Эрдни Николаевич, сами вы, как понимаю, из казаков?
– Да, я родовой казак, моя родовая станица – Новониколаевская, всегда интересовался историей своей семьи и, когда появилась такая возможность, занялся возрождением казачества. Как говорит президент России, «казачество – это опора государства»; выполнением государственной политики в отношении российского казачества мы и занимаемся. Делаем всё, чтобы казачество у нас, в Республике Калмыкия, в конце концов, стало самодостаточным и не зависело от государственной помощи, чтобы развивалась, поднималась и восстанавливалась материальная база. В частности, в прошлом году нам удалось провести Конный фестиваль, который неразрывно связан с лошадьми, конным спортом. Я считаю, что борьба, конный спорт, стрельба из лука – это традиционные виды спорта для калмыков, исторически свойственны нашему народу, поэтому, как не поддержать? Сейчас мы планируем данный фестиваль проводить ежегодно, и в этом году, я думаю, это мероприятие будет посвящено 75-летию Победы.
Уже 350 лет калмыцкий народ стоит плечом к плечу с донскими казаками, участвовал во всех войнах Российской империи. У нас ведь во время Великой Отечественной войны была сформирована отдельная Калмыцкая дивизия, которая активно принимала участие в середине 42-го года в оборонительных боях на Дону. Наша дивизия 12 дней сдерживала немецкие моторизированные танковые части. Это далось дорогой ценой – за 12 дней полегли 700 человек, но зато три наши армии смогли отойти, перегруппироваться под Сталинградом и, в конце концов, дать отпор и одержать победу в Сталинградской битве. В рамках фестиваля мы пройдём по станицам Ростовской области, возложим цветы к тем мемориалам, где похоронены наши погибшие земляки.
Правда о депортации
– Раз уж мы заговорили про войну, то нельзя не затронуть трагическую историю депортации калмыков, которых обвинили в том, что они поддерживали Германию.
– К сожалению, вокруг этой темы сейчас существует множество мифов. Что бы вы знали, около 40 тысяч калмыцких воинов добровольцами ушли на фронт. Калмыки воевали на всех фронтах. Мой дед, коммунист, ушёл на фронт добровольцем и прошёл всю войну до 1944 года. Другой мой дед, по моей маминой линии, тоже был добровольцем, прошёл Сталинград, дошёл до Будапешта, был награждён медалями. Вернулся домой, а Калмыкии уже не было. Тогда он отправился за своими родственниками в Сибирь. Там жили до 1957 года. Случилось это из-за небольшой части предателей, которые были у всех – ведь в каждом народе есть слабые люди. В 1943 году, в декабре, началась операция «Улусы» по депортации калмыков. 28 декабря основное население Калмыкии погрузили в вагоны для скота и отправили в Сибирь, где скончалось до двух третей нашего народа. И 13 лет калмыки были в ссылке.
– Как сказалась депортация 1943 года на народе и культуре Калмыкии?
– Главным образом повлияла на утрату калмыцкого языка. Ведь, как выселение происходило: не больше 5 семей в один населённый пункт, среди русскоговорящего населения. Это сильно отразилось на языке. И героизм нашего народа, я считаю, в том, что калмыки всё равно сохранили себя. Наши отцы и деды после выселения очень много сделали, чтобы восстановить и республику, и автономию. В этом году, кстати, мы будем отмечать 100 лет автономии Республики Калмыкия. И хоть нас и немного, но мы сохранили свои исторические традиции, корни, веру и, пока живы, постараемся и детям нашим эти традиции передать.
В своё время говорили, что «корона Российской империи усыпана бриллиантами народов, проживающих в ней». И никогда не было в России препятствия для сохранения традиций других народов.
Менталитет кочевника
– Какие основные традиции калмыцкого народа вы бы выделили?
– Калмыки – очень гостеприимный народ, не приютить путника в степи считалось большим грехом. В независимости от веры, национальности, если кто-то проходил мимо, хозяин должен был встретить его дома, накормить, напоить, а потом уже спросить – кто такой, куда держит путь.
Второе, это, думаю, стремление к знаниям. В калмыцких семьях стараются дать ребёнку высшее образование, научить его каким-то специальностям. Это такой менталитет кочевника: куда бы жизнь его ни забросила, родитель должен знать, что в любой ситуации его ребёнок сможет выжить, прокормить семью своими знаниями или же трудом.
Ну, и третья основная традиция связана с тем, что калмыки в основной массе – это воины. У нас есть такая притча. Когда пожилой монгол умирал, то сыновьям завещал следующее: старшему сыну – монголу – я отдаю овец, пусть ты будешь скотоводом; буряту – среднему сыну – я отдаю юрту свою, живи в тепле и достатке; а младшему – калмыку – я отдаю лошадь и меч, иди, отвоёвывай новые земли. Исторически так и получилось. Мы же пришли на Дон из западной Монголии. Сначала двигались в сторону Оби, Оренбуржья, Тюмени, но так как эти территории не приспособлены для разведения скота, то вспомнили про прекрасные земли, на которых можно жить, и откочевали уже сюда, к Дону. Более 400 лет мы здесь живем. Считаем, что это наша вторая родина. Кстати, откочевать назад нам помешали по приказу Екатерины Второй, которой калмыки нужны были как воины, которые защищали Юг России от набегов, благодаря чему он мог спокойно развиваться.
– А как совмещается менталитет воина с тем, что основная часть жителей Калмыкии – буддисты по вероисповеданию?
– Наши монахи молятся во благо всех живых существ. И нас учат тому же. Не разделяя по вере, цвету кожи или социальному происхождению. В наши храмы разрешают заходить всем – и православным, и мусульманам, и всем остальным желающим. Будда сам говорил в своё время «не делайте из меня фетиш, я вам стараюсь дать не религию, а учение, которое уменьшит жизненные страдания любого человека». Не более того.
– В национальном костюме калмыков обращает на себя внимание красная кисточка на мужской шапке. Что она значит?
– Она есть не только на мужских, но и на женских шапочках. Улан зала, так и называется – красная кисточка. Вообще история из очень далёкой древности, когда мы ещё жили в западной Монголии, где шли междоусобные войны между племенами. Мы же все были похожи, и для того, чтобы выделить и не порубить своих, один из ханов нашёл такое решение, прикрепить на шапки красные кисточки.
– Вы говорили о необходимости сохранения традиций. Что-то удаётся сохранить в нынешнем современном обществе?
– К примеру, и сейчас перед женитьбой идут к буддистским монахам, которые по лунному календарю высчитывают дни, энергетически благоприятные для свадьбы, по дате рождения определяют, будут ли жених и невеста жить вместе счастливо. Хотя, честно говоря, мы с женой ни по зодиакальному знаку, ни по календарю друг другу не соответствуем, но уже живём 30 лет вместе, четверо детей, и все в порядке. Так что сильно верить в это, конечно, не надо, но придерживаться поверий стоит. Я тоже перед проведением каких-либо мероприятий выбираю наиболее благополучный день по календарю.