Дмитрия и Ирину Ковтун в Волгодонске знают как инициаторов спонтанного активного отдыха и создателей клуба «КатаемВместе». Оба – инженеры, обоим – чуть за 40. За несколько лет, сначала со своей дочерью Еленой, потом – с друзьями и совершенно незнакомыми людьми - они посетили множество городов и стран.
Начинали с катания на лыжных курортах, а теперь им под силу и сплавы по рекам, и веломарафоны.
Первый большой велосипедный маршрут семьи Ковтун проходил в 2017 г. через Грузию.
Его протяженность его составила 380 километров.
Волгодонцы проехали от Крестового перевала до Тбилиси, затем – на электричке – до Кутаиси, оттуда – снова на велосипедах – через Кобулети и Батуми – до турецкого города Сарпи.
Сейчас за плечами участников клуба – тысячи километров дорог, подаривших незабываемые впечатления и радость общения с единомышленниками.
«Мы просто поняли, что это нужно, – говорит Дмитрий (клубный псевдоним – Катаев). – Нужно увозить людей подальше от города, показывать, насколько прекрасна, непредсказуема, необычна бывает природа, её явления, ландшафты. Что облака можно потрогать, под дождем находиться не страшно, на траве и снегу валяться приятно. Что активный отдых в конце недели расслабляет намного больше, чем лежание на диване».
Последнее же длительное велотурне Дмитрий и Ирина совершили весной 2018-го. Восьмого мая они выехали в аэропорт Ростова-на-Дону из Волгодонска, чтобы через сутки приземлиться в Кёльне. Вернулись в донскую столицу 25 мая. За это время путешественники посетили на своих велосипедах 11 городов Европы. Кёльн и Амстердам, Гаага и Роттердам, Атверпен и Брюссель, Париж, Лион и Шамони, Женева и Милан – великие столицы и города шести стан Европы принимали донских велосипедистов с распростёртым объятиями.
Собираясь в путь, ребята знали, что не обязательно быть миллионерами, покупать турпутёвки или, скажем, иметь крутой внедорожник. Один двухколёсный «конь», родная душа рядом, небольшой рюкзачок за спиной и скромный бюджет могут сделать твоё путешествие незабываемым.
Своими опытом, впечатлениями, полезными советами и путевыми заметками семья Ковтун поделилась с «АиФ-Ростов».
Как экономить: перемещение, проживание, питание
Сколько средств нужно, чтобы посетить столько стран (питание, проживание, пошлины, транспортировка велосипедов, посещение музеев, перелёты к началу старта и домой ) – вопрос не праздный.
По словам волгодонцев, на сегодняшний день для бюджетных путешествий открывается всё больше возможностей. Самая главная – лоукостеры и дешёвые перелёты на них. Приятным бонусом для наших туристов, например, стала авиаперевозка велосипедов всего за 1400 рублей. А их провоз на автобусах, оборудованных специальными безопасными конструкциями, стоит в среднем девять евро.
Перемещение по Европе на автобусах – просто, комфортно и бюджетно. Стоимость двух билетов на международный автобусный маршрут плюс провоз двух велосипедов, например, от Кёльна до Амстердама обойдется в 55 евро.
Проживание. Имея личный транспорт, дончане не видели необходимости и логики селиться в центре городов. Ковтуны бронировали отели на окраине, вдалеке от шумных улиц, что к тому же было значительно дешевле. Цены варьировались в зависимости от страны: самым дорогим проживание оказалось в Амстердаме – 7000 рублей за ночь хостеле. А самое бюджетное – в Италии. Чтобы сэкономить и разнообразить отдых, семья искала и другие варианты ночлега. Например, ночевала на настоящем корабле в Голландии, в белом боксе-коробке CityHub в Роттердаме.
Ирина и Дмитрий сделали вывод и про еду. «Наш совет: не бойтесь питаться разнообразным уличным стритфудом, - говорят они. - В каждой стране, в каждом городе он разный, зачастую – очень вкусный и сытный. А главное – такого больше нигде и не попробуешь. Ну и, конечно, покупайте сыр, вино и фрукты».
Просто нажимаешь на педаль. Путешестие дончан на велосипеде по Европе
Просто нажимаешь на педаль. Путешестие дончан на велосипеде по Европе
Две недели на колёсах: путевые заметки
«9 мая. Всем привет! Отправляемся в путешествие по Европе и берём свои велосипеды. Запланировали проехать на них от Амстердама до Парижа, но что на самом деле получится, мы не знаем».
«10 мая. Первый день велоавантюры позади, причём, один из самых сложных. Ждали какой-нибудь подвох от авиакомпании, боялись, что велосипеды потеряются или побьются, но все прошло замечательно.
Более суток мы не видели кроватей, спали в машине, аэропорту, в самолёте. Долго и утомительно было собирать велосипеды, но, когда выехали на велодороги Германии, усталость как рукой сняло. Кёльн – милый городишко. Прогулялись на колёсах и пешком, посмотрели достопримечательности.
Велосипедистов много: молодежь, мужчины и женщины, которые – за здоровый образ жизни, старички и даже толстые негритянки.
Все двигаются «как бы по правилам», но правила и разметка немного сложноваты. Иногда они заставляют выехать на центр полосы вместе с автомобилем. Короче, привыкнуть надо».
«11 мая. Купили свежеиспечённых булочек и поехали по Кельну, куда глаза глядят. Памятники, зелёные и цветущие парки, зоны отдыха. Все красиво и грамотно.
По дороге к остановке, где посадка на автобус в Амстердам, ехать было интересно: мелкие деревушки, поля, красиво и няшно. Правда, не увидели ни одного магазина с продуктами и водой. Долго искали, где купить просто воды.
Сели на автобус, (велосипеды закреплены сзади) и через четыре часа въехали в столицу Голландии. Здесь очень и очень много велосипедистов. Огромное количество. Кажется, пешеходы их просто ненавидят. Потому что пешеходу надо выждать время, пропустив велосипедистов, чтобы пересечь дорожку. Правила есть, но не все их соблюдают… А ночевали мы на корабле».
«12 мая. Езда на велосипеде в Голландии доставляет огромное удовольствие. Ты катишь по городу, и широкие велодороги полностью твои. Ты наблюдаешь, как пешеходы послушно и с боязнью оглядываются и пропускают.
Но вечером все стало наоборот! Мы поставили велики на парковку и решили прогуляться. Оказалось, в Амстердаме человек без велосипеда имеет самый низший статус в обществе. У пешехода на улице нет никаких прав, он обязан ходить по узким пешеходным тротуарам, где безобразно припаркованы велосипеды…»
«13 мая. Доехали до Северного моря. По пути посетили парк тюльпанов. Сделали столько фоток и видео, что хватит на отдельный пост для девочек.
Позади примерно 70-80 км. Велодороги – отличные. Гаага уже не такая идеальная как Кёльн и Амстердам. Есть заброшенные стройки, много дорог в ремонте (заметно, что долгострой). Менее следят за состоянием города.
Когда въехали в Гаагу, зарядка на телефонах села, а отель вовремя не забронировали. Поездив по берегу, поняли: мест нет. Проживание нашли лишь в центре (дорого)».
«14 мая. От Гааги до Роттердама расстояние небольшое, но нам пришлось пересекать реку на пароме. Обратно тоже можно было добраться водным путём, но решили на велосипедах. Роттердам, в основном, современный город с причудливой архитектурой. Остановились специально в CityHab. Было уж очень интересно как можно жить в «пчелиных сотах».
«15 мая. С утра пораньше из Голландии отправились в Бельгию. Маршрут предстоял долгий. Ехали по карте, которая завела нас в длиннющий туннель под водохранилищем. Далее было много сельских мест: красивые коровники, пастбища, луга, сады, поля и ветряные электростанции.
Накрутили суммарно около 100 км. Сделали остановку, повалялись под деревьями на природе. Дорога далась легко, ветер в спину помогал.
Въехали в Антверпен и были шокированы. Весь центр города – в большой стройке или реконструкции. Но указатели для велосипедистов есть, и понятно, как объезжать по узким улочкам и переходам. Ещё Антверпен приятно удивил архитектурой и железнодорожным вокзалом».
«16 мая. День восьмой. Езда на велосипеде по Бельгии уже не доставляет такого удовольствия, как по Голландии. Ещё с утра погода была хмурая, но к обеду начало сильно припекать. Временами специально прятались в тени, открытые участки тела поджарились.
В Брюсселе сразу посетили памятник «Мирный атом» (Атомиум), конструкция – внушительная. Архитектура старого Брюсселя также великолепна, как и везде. У нас было много времени и мы просто сидели на солнышке и любовались».
«17 мая. И сказал голос свыше: «А на девятый день все путешественники должны отдыхать...» Не крутить педали, а усесться в мягкое кресло автобуса и куда-нибудь поехать. Мы решили – в Париж. С покупкой билетов вышла неразбериха, стартануть смогли только в 15 часов. До этого времени просто объедались различными фруктами, купленными в магазине, расположившись на травке в парке.
В 20:00 нас уже высадили на парижском вокзале. Показалось, мы в Африку приехали: белых французов в том квартале вообще не было. Как, впрочем, и велодорожек. Ездить пришлось, вглядываясь в старую разметку и оценивая потоки машин. Если и находили велодорожки, то они внезапно обрывались или по ним ходили люди. Словом, Париж – далеко не велогород.
Конечно мы очень хотели сразу доехать до Эйфелевой башни и у нас получилось. Она действительно красива в лучах заката».
«18 мая. Проведённое в Париже время пропитано романтикой. Прокатились по зелёным паркам и скверам, кормили птичек, наслаждаясь видами. На ужин попробовали устриц с белым вином и встретили закат, прогуливаясь по узким улочкам в районе собора Нотр-Дам-де-Пари.
Наутро отправились в ботанический сад, запахи множества цветов летали в воздухе, самые разнообразные краски радовали нас».
«19 мая. В Лион приехали поздно вечером. Освещённые мосты и улочки, чистенько и аккуратно всё кругом. Привлекательный городок для туристов. Хорошо путешествовать на велосипеде, минуя городской транспорт, быстро перемещаясь по велодорожкам. Забрались высоко на смотровую площадку, любовались оттуда красными крышами второго по величине города Франции с его речками Роной и Саоной. Помочили ноги в прохладной водице и снова – в путь».
«21 мая. В самом начале мы не строили планов побывать в горах. Да и вообще маршрут был чуть другой. Но вот вчера вечером из Лиона отправились в сторону Альп. А именно в район Шамони-Мон-Блан. Приехали очень поздно, немножко напутали с отелями, экстренно начали искать доступный Wi-Fi, чтобы бронировать повторно. Заселились около двух часов ночи.
Наутро увидели великолепную картину – зелёные горы с белоснежными вершинами. Снежная шапка и ледники Монблана легко узнаваемы!
Этот день мы решили провести без велосипедов. Впервые оставив их в отеле, поднялись на промежуточную станцию на канатке. Очень и очень приятно походить по снежку, попрыгать среди камней и прокричаться в бездну гор.
Сварили кофе, полежали под тёплым солнышком и начали спуск пешком. Направление тропы подсказывал навигатор и редкие следы. Сначала спуск лежал по снежникам, было тяжело, но потом, когда появилась хорошая тропа, спуск доставлял огромную радость.
Спускались примерно девять километров со сбросом высоты 1500. Тропа абсолютно чистая – нет ни бутылок, ни оберток, ни салфеток. Всё идеально».
«22 мая. Едем из Шамони – в Женеву (Швейцария). Карта maps.me, которой пользуемся во время поездки, показала дорогу, проходящую рядом с автострадой примерно 84 км с небольшим набором высоты. Выехали около 8 утра. Катили, наслаждались природой. И тут – дорожный знак «Ограничение скорости» и слово, похожее на «Барьер». Подумали: да мало ли что – обойдем, мы ж на велосипедах. Едем дальше и видим плотный качественный забор – за ним старая дорога полностью осыпалась в горную реку.
Находим пешую тропку, идём по ней, обходим заборы, уже на неповрежденной дороге, снова едём. Потом – шлагбаум, а рядом с ним – манекен с поднятой рукой и знаки, запрещающие проход и проезд на велосипедах. Но есть ещё грунтовка, двигаемся дальше. Но тут и она заканчивается! Находим тропу, такую узкую, что не разобрать – человеческая или звериная.
Карта показала примерно 800 метров до населенного пункта. Добрались – мокрые, уставшие и счастливые.
Далее дорога шла без сюрпризов, с красотами ландшафтов: горы, водопады, поля. Часто выезжали на второстепенные автомобильные дороги, чтобы сократить расстояние. И вот она Швейцария!»
«23 мая. Самое прекрасное – это Женевское озеро. Чистейшая и прозрачная вода, птиц кругом невиданное количество. Белоснежные лебеди с малышами и суетливые уточки повсюду плавают по водице. Множество зелёных парков для отдыха.
В остальном Женева – «столица мира»: этот небольшой городок умудряется вмещать более 200 международных организаций. Подобное смешение наблюдается и в памятниках этого швейцарского города с великолепными соборами и красными крышами.
Попробовав швейцарского шоколада и вина, выдвинулись в сторону Италии».
«24 мая. Милан – окончание нашего путешествия. Именно отсюда у нас вылет в Россию. Из Женевы до Милана добралитсь на автобусе через Шамони-Мон-Блан. Пересекли гору Монблан по длиннющему туннелю, что очень впечатлило.
В Милан въехали позже намеченного, но это не помешало исследовать интересные места на велосипеде и даже устроить пикничок на зелёной лужайке. Велодорожек и велознаков почти не видели, но заметили значительно более низкую стоимость продуктов.
Пейзажи итальянских горнолыжных курортов сильно отличаются от французских. Архитектура, убранство, порядок... Как показалось, у итальянцев все чуть попроще. Италия понравилась этой простотой и душой. Именно сюда хотелось бы вернуться».
«25 мая. Вдруг оказалось что вылет домой из Бергамо – в 60 км от Милана. Ехать на велосипеде в день отлёта рискованно, да и лениво.
Выспались и решили искать автобус. Первая автокомпания отказала в перевозке велосипедов. Обратились к другой с умоляющей фразой: «Хэлп ми, гоу аэропорт Бергамо, ту байк плиз». Специалисты связались по телефону с кем-то, и мы получили разрешение на погрузку велосипедов в багажное отделение автобуса.
Аэропорт в Бергамо небольшой, но нам надо было торопиться и упаковать велики по правилам авиакомпании. Всё сделали спешно из подручных материалов. По весу багаж прошел, и наш транспорт приняли на борт.
Из Москвы долетели до Ростова-на-Дону, а на машине доехали до Волгодонска. По дороге домой рассуждали о будущих поездках. Куда теперь: Скандинавия или Зимбавбе?»