Узники лишены сна, рабски работают на тюремщиков и умирают десятками.
Врачи-рвачи?
— Только за прошлый год в учреждениях уголовно-исполнительной системы области умерло 188 человек, — констатировали в областной прокуратуре. — С начала нынешнего года смертность составила 170 человек. В связи с этим решено проверить условия содержания спецконтингента, наличие врачей и лекарственных препаратов, а также обоснованность принятия процессуальных решений по всем фактам смерти.
Пока в прокуратуре не связывают прямо причины ухода из жизни с условиями, в которых содержались осуждённые. В самом деле, многие попадают за решётку, будучи уже тяжелобольными людьми. Конечно, для них существуют специальные больницы. Однако могут ли их пациенты рассчитывать на своевременную медицинскую помощь?
Похоже, что вряд ли. Ведь только за последний месяц были возбуждены два уголовных дела в отношении сотрудников лечебных спецучреждений.
Так, в Шахтах сотрудник «больнички» вымогал у матери осуждённого 80 тысяч рублей.
А в Ростове врач тюремной клиники для туберкулёзников потребовал 5 тысяч за то, чтобы заключённого признали, наконец, инвалидом и лечили соответственно состоянию его здоровья. Уже одно это подтверждает: за решётку и без того попадать не стоит, а с болезнями и подавно.
Камерные страдания
Страдают, как выясняется, не только преступники. В следственных изоляторах, где содержат тех, кто пока ещё не признан виновным, нарушений нашлось не меньше. Как селёдок в бочку набивали подследственных в камеры ростовских СИЗО-1 и СИЗО-5, отчего те не могли даже нормально выспаться. При этом в раздевалках и банях отсутствовало отопление, а потолки и стены покрывала плесень. В таких условиях камеры превращались в рассадники заразы, но прививок против дифтерии, столбняка, вирусного гепатита и других болезней подследственным не делали.
Похоже, в некоторых спецучреждениях решили, что лучшее лекарство от болезней — это трудотерапия, поскольку активно практиковали именно её. Так, в том же СИЗО-1 осуждённых заставляли работать на два часа больше положенного. А начальник отдела организации деятельности спецучреждений и конвоирования областного ГУВД и вовсе посчитал, что содержащиеся в спецприемнике всё равно, что рабы. Высокопоставленный офицер отправил четверых арестованных к себе на дачу, приказав им рыть траншеи и таскать стройматериалы. Сейчас в отношении милиционера возбуждено уголовное дело. Но вот станет ли от этого лучше тем, кто отбывает свой срок?