– Вы не только много работаете как учёный, но и читаете лекции, ведёте семинары. Что вам больше нравится: изобретать или преподавать?
– Знаете, больше нравится преподавать. Ещё будучи школьником, я мечтал о работе преподавателя. И, несмотря на жизненные перипетии, так и вышло. Мне нравится работать с детьми. Наблюдать за тем, как они профессионально и интеллектуально растут, выявлять талантливых студентов. Есть ребята, с которыми мы в конференциях участвуем, вместе эксперименты проводим. Например, если говорить о мини-теплице, один из наших студентов Корнев Илья, студент 4 курса, занимается для них тепловыми аккумуляторами. Другой, Писоцкий Кирилл, студент 4 курса, разрабатывает алгоритм управления системами класса «умный дом»: умное освещение, адаптивные системы полива и т. д. Это уже полная автоматика. И вот он разрабатывает необходимые алгоритмы.
– Что вы можете сказать о научной, образовательной и материально-технической базе региона? Насколько она позволяет увлечённо и грамотно заниматься наукой?
– Донской регион довольно активно поддерживает молодых учёных. Финансирует научные исследования. Да и наш институт всегда идёт навстречу. Например, если хотим поучаствовать в конкурсе на получение гранта или по профмастерству, то всегда находим поддержку. И аудитории предоставляются. И материально-техническая база хорошая.
Кстати, государство выделяет средства на обновление материально-технической базы, которая морально и физически устарела. Поэтому у нас всегда есть возможности для развития.
– Среди молодёжи есть мнение, что быть учёным – несовременно, неинтересно, бедно. При этом есть задача активно вовлекать молодёжь в науку. По вашему мнению, что для этого надо делать?
– С одной стороны, надо финансово мотивировать. Для этого есть гранты, стипендии, другие меры поддержки со стороны вузов и фондов. С другой стороны, надо рассказывать об успешном опыте молодых учёных, проводить дни открытых дверей в вузах, встречи, устраивать уроки профориентации в школах. Например, в сельских школах активно развиваются агроклассы. Начиная с пятого класса, на Дону детей активно погружают в аграрную науку. Но каждый сам выбирает для себя направление, которым будет в жизни заниматься.
Молодёжь, к сожалению, не стремится в науку. И это факт. Как с этим бороться – трудно сказать. Да и нужно ли?! Человек, если захочет серьёзно заниматься наукой, то будет это делать. И никакие стереотипы не возьмут над ним верх. И трудностей бояться он не будет. Не станет руки опускать при первой же неудаче.
– Как не опускали вы?
– Я на собственном опыте знаю, что отрицательный результат учит намного сильнее, чем положительный, главное – не расстраиваться и стремиться вперёд. Например, в «Умнике» я дважды проиграл. В первый раз меня вообще и до финала не допустили. Но я же не опустил из-за этого руки, не сдался.
Много зависит ещё и от наставника. Например, мой руководитель всё время меня мотивировал, предлагал подумать, поучаствовать в конференциях, набраться знаний и опыта, обменяться мнениями с коллегами. Моральная поддержка так же важна, как и материальная. А ещё здорово, когда и родственники поддерживают. Например, когда строил теплицу, мне помогли и мама, и тёща с тестем. Они видели, насколько сильно мне это нужно, что я аж горел этим: ребёнка в садик, а сам – на теплицу. Расчёты. Измерения, экспериментальные исследования. Проверки гипотез и так далее. А сколько было переделок математических моделей – и не сосчитать. Сотни, не меньше. Расчёты, конечно, хорошо. Однако мы должны убедиться, что это действительно работает. Как говорил мой руководитель, бумага всё стерпит, а вот, когда построишь, будет видно.
Так вот, целеустремлённость, настойчивость, любознательность, стойкость и умение идти до конца – это качества, без которых невозможно быть учёным. А ещё – желание постоянно учиться. Ведь жизнь, наука и технологии не стоят на месте. Надо двигаться в одном темпе с ними. А иногда и опережая их.