Всё чаще пациентами психологов становятся дети. Повышенная тревожность, неусидчивость, агрессивность, неуверенность в себе и перепады настроения - с этими проблемами сталкиваются 5-6-летние мальчишки и девчонки, которые приходят на приём к детскому психологу Ирине Зыряновой.
- Нынешние дошкольники подвержены стрессу не меньше, чем их родители, - считает специалист.
Почему детство сегодня заканчивается так быстро, для кого школа становится «островом невезения» и нужно ли малышам грызть гранит науки с детского сада, выясняли «АиФ на Дону».
Дайте не рыбу, а удочку
- На мальчика или девочку, которые ещё вчера беззаботно ходили в садик, сегодня сваливается не только огромное количество информации, но и большие родительские ожидания, - говорит Ирина Владимировна. - О подготовительных курсах к школе раньше никто и не слышал, мало кто садился за парту, умея писать и читать, и это никому не мешало хорошо учиться. А сейчас в Ростове работают десятки развивающих центров, в которых пичкают знаниями детей, начиная с трёх лет, при каждой школе открыты платные подготовительные курсы… И это вызывает не радость за малышей, а, скорее, жалость.
- Но родители сами признаются, что и рады бы не водить детей на подготовку к школе. Просто никому не хочется, чтобы его ребёнок был изгоем среди отличников.
- Есть поговорка: хочешь накормить человека, дай ему не рыбу, а удочку. Ребёнка нужно научить учиться, а не только знать буквы и уметь считать. Сама по себе идея подготовительных курсов хороша. Надо помочь малышу чувствовать себя частичкой общества, чтобы он не стесняться задавать вопросы, находить общий язык со сверстниками. Что главное в учёбе для маленького человека? Чтобы он, просыпаясь утром, собирался в школу с радостью, потому что там его ждут друзья! Но, как правило, учителя за родительские деньги начинают натаскивать для себя удобного ученика, чтобы потом было поменьше хлопот с учёбой. Необходимые для счастливой школьной поры навыки: усидчивость, вежливость и дружелюбие - остаются за пределами программы.
Пожалейте отличника
- Так что нужно сделать, чтобы школа не обернулась для ребёнка испытанием?
- Во-первых, нужно заранее ненавязчиво рассказывать, как много интересного его ждёт на уроках, как у него появятся новые друзья, с которыми он будет гулять в свободное время. Желательно научить сидеть над каким-нибудь занятием в течение получаса, чтобы 40-минутные уроки не казались ему пыткой. Для начала давать задания в игровой форме: собрать конструктор, пазл, мозаику, нарисовать картину и усложнять задачу со временем. В 6 лет дети необычайно любознательны, они задают много вопросов, но во время уроков учителю будет некогда на всё отвечать. Чтобы не отбить охоту интересоваться миром, как можно раньше приучайте ребёнка самому докапываться до ответа. На его вопросы не предлагайте развёрнутый ответ, а задавайте встречный: «А ты почему так думаешь?» И лишь корректируйте его фантазию подсказками. И в школе, сталкиваясь даже со сложными задачками, он будет включать логику, испытания станут для него игрой, а не стрессом.