Преодолев на Kia Rio 2500 километров за 9 дней, два из которых ушли на дорогу в Крым и обратно, семья из трёх человек (родители и дочь-студентка) потратили 42 тысячи рублей. Расходы на подарки родственникам и сувениры коллегам в эту сумму не входят, а увеселительные заведения не тестировались.
Таврида – название Крымского полуострова после его присоединения к России (1783г.), одно из греческих исторических названий древнего и средневекового Крыма.
Тавры – народ, населявший в древности Тавриду.
Древнегреческое слово «tauros» переводится как «быки».
Дорога
Маршрут поездки и места ночёвок были выбраны заранее. Стартовали из Волгодонска в Ростовской области: выехали утром 27 июля и к вечеру, не спеша, добрались до станицы Голубицкой в Краснодарском крае, преодолев 618 километров. Здесь была первая остановка, с купанием в Азовском море и подготовкой к переправе через Керченский пролив.
Дороги на Дону и Кубани неплохие, а местами даже очень, поэтому расход бензина в первый день был 5,9 литров на километр при средней скорости 90 километров в час.
Стоимость топлива с приближением к Крыму растёт. Заправки предлагают бензин АИ-95 уже не по 38 рублей, как в Ростовской области, а по 39-40, газ стоит не 17 рублей, а на рубль дороже. На полуострове заправку с ценами дешевле 40 рублей за литр найти очень трудно. Но зато их много, как, впрочем, и моек с придорожным кафешками.
А вот с самими дорогами в Тавриде напряжёнка. Объездных, как правило, нет. Согласно нашему маршруту от переправы до Бахчисарая – вглубь полуострова, ехать пришлось через центр Керчи и Феодосию. Обратно возвращались по побережью со стороны Алушты. И везде одна проблема: однополосное движение для всего транспорта сразу - общественного, грузовиков и лекговых автомобилей туристов.
Таким образом, частенько создаются вереницы из транспорта: они выстраиваются за каким-нибудь большегрузом, скорость которого не превышает 40 километров, а обогнать его при наличии сплошной не представляется возможным. Впрочем, только для законопослушного водителя.
Некоторые лихачи, главным образом с местными номерами на авто (82-й регион), пренебрегали правилами. Работников ГИБДД за 9 дней мы видели лишь пару раз – на посту перед переправой Порт Кавказ и в Севастополе в День ВМФ (они закрывали проезд через центр города).
В некоторых местах качество дорожного полотна стремится к нулю, его ремонтируют, что тоже ограничивает мобильность транспорта. Но в настоящую пробку мы попали только один раз: около часа двигались со скоростью 10 километров через Береговое в районе Феодосии.
Также в Крыму явно не хватает дорожных указателей. В каждом городе мы пару раз заруливали куда-нибудь «не туда» и останавливались, чтобы уточнить маршрут у местных жителей.
Переправа
В понедельник, 8 августа, в сети появились сообщения, что очереди на Керченскую переправу достигли 7 часов ожидания. 28 июля – по дороге в Крым, и 5 августа – на нашем пути домой, их не было. Это не значит, что с трассы вы въезжаете прямо на паром, и он отчаливает от берега. И пешим, и «конным», нужно соблюдать регламент, установленный Морской дирекцией. Нам повезло: все формальности мы прошли без проволочек, лишь однажды вернувшись назад, в пункт регистрации на паром, который по незнанию сходу проскочили.
Сейчас на переправе работают 6 автопассажирских паромов: «Протопорос IV», «Победа», «Крым», «Олимпиада», «Гликофилоуса III» и «Майор Чапичев».
Зарегистрироваться на паром можно двумя способами. Первый – на сайте gosparom.ru, где вы приобретаете заранее билет и должны прибыть в посёлок Коса Чушка Темрюкского района либо в посёлок Жуковка у Керчи строго к назначенному времени, чтобы попасть на свой рейс. Время переправы (тайм-слот), можно выбрать самостоятельно. На сегодняшний день установлены следующие временные интервалы: 3:00-9:00; 7:00-13:00; 11:00-17:00; 15:00-21:00; 19:00-1:00; 23:00-5:00 часов.
Второй способ – приобрести билет в придорожном пункте регистрации. При въезде на накопительную площадку вам выдают талон с указанием марки вашей машины. По нему в кассах (их много) вы оплачиваете переправу транспорта и его пассажиров.
Стоимость для машины длиной до 5 метров 30 сантиметров – 1700 рублей. Свыше этого размера – 4800, прицепа – 1500. Цены для грузовиков в зависимости от параметров – от 5 до 13 тысяч рублей. Провоз на пароме велосипеда – 150 рублей, мотоцикла – в два раза дороже. Водители автобусов платят от 3-х до 5-ти тысяч. Стоимость билета для взрослых пассажиров – 150 рублей, для детей от 6 до 12 лет – 80 рублей.
Кстати, по данным gosparom.ru, 1 августа Керченская переправа встретила трёхмиллионного пассажира. Сейчас ресурс просит туристов воздержаться от поездок через переправу в выходные дни: с пятницы по воскресенье наплыв желающих, и это нужно учитывать, планируя путешествие.
Погрузка на паром начинается по мере накопления необходимого количества транспорта. На площадках регистрации и в накопителях есть туалеты, пункты питания. На паромах – тоже. В зале для пассажиров, которые не желают любоваться видами с палубы, работают кондиционер, буфет. Кстати, цена мороженого там от 50-ти рублей и выше.
Жильё
Добравшись на второй день в Бахчисарай, разместились в одной из многочисленных гостиниц. Жильё мы забронировали на одном из туристических сайтов заранее, за полтора месяца, выбирая самые бюджетные варианты.
Владельцам двух из четырёх гостиниц пришлось сделать предоплату (обычно это 30% стоимости). Остальным платили наличными по прибытии. Оплата пластиковыми картами в Крыму пока широко не практикуется. Сбербанка, его отделений и банкоматов там нет. Так что всё деньги везли с собой.
В столице Крымского ханства Бахчисарае мы сняли номер-люкс на троих с общей кухней. За четыре дня и три ночи заплатили 7600 рублей. В номере три спальных места плюс диван, телевизор, санузел с душем, wi-fi, кондиционер, сетки на окнах и… комары. Мы предусмотрительно запаслись репеллентами.
Кухни в гостиницах оборудованы всем необходимым для самостоятельного приготовления пищи – от посуды и холодильника до плиты, микроволновки, есть стиральная машина, утюг и гладильная доска. Некоторые хозяева за пользование стиральной машиной берут с постояльцев дополнительную плату. Могут и готовить вам завтраки, цена – договорная.
Вообще же проживание обошлось нам в пределах от 1200 до 1900 рублей в сутки на семью.
Учитывая то, что в номере туристы практически не бывают, а целыми днями путешествуют или находятся на пляже, комнаты с чистой постелью и наличием тёплой воды – это как раз то, что нужно.
Питание
Почти все продукты в Крым мы привезли из дому. Запаслись кашами, крупами и картофелем, говяжьей тушенкой домашнего приготовления и рыбными консервами, питьевой водой, чаем, сладостями и даже маслом с сыром, которые вместе с котлетами брали в дорогу, соорудив импровизированный холодильник из коробки и бутылок, наполненных замёрзшей водой. На ночь ёмкости помещались в морозилку, а утром снова были готовы выполнять роль холодильника для хранения обедов и «перекусов» в течение жаркого дня.
Овощи и фрукты, хлеб, а также скоропортящиеся продукты покупали в магазинах и на рынках крымских городов. Помидоры в Крыму можно было купить от 50 рублей, огурцы – от 70-ти, невероятно вкусные персики – от 70. Отведали мы и настоящий ялтинский лук, который можно есть как яблоко, не страдая от запаха и слёз.
А вот молочные продукты на полуострове гораздо дороже, чем, например, на Дону. Литр молока или кефира – не дешевле 60 рублей. И вечером их уже не везде можно купить.
На восточном базаре у подножия Ай-Петри разбегаются глаза от красок товаров и текут слюнки от запахов восточных блюд. Попробовали очень вкусную самсу с сыром по 100 рублей и с мясом по 170 рублей за штуку. Накупили халвы с разными начинаками - шоколадной, абрикосовой и гранатовой - по 300 рублей за порцию.
Кстати сказать, стоимость билета на канатную дорогу от посёлка Мисхор к зубцам Ай-Петри, протяжённостью 2980 метров, 350 рублей для взрослого и 250 для ребёнка - это только в один конец.
Воспользовавшись советом местных жителей, в Бахчисарае мы посетили кафе крымско-татарской кухни. Три разных первых блюда (лапша, окрошка и шурпа), три фирменных блюда – сефа (мясо в виноградном листе с овощами), пиво, два домашних лимонада, лепёшка и три чебурека, поджаренных без масла – на вынос, обошлись нам в 1670 рублей.
Достопримечательности
Из Бахчисарая, Алушы и Феодосии, где останавливались с ночёвкой, мы ездили на машине в Симферополь, Севастополь, Алупку, Ялту и Судак. В День ВМФ смотрели праздничный парад кораблей Черноморского флота, побывали на Сапун-горе, посетили Малахов курган, севастопольские панораму и диораму, Херсонес – место крещения князя Владимира, окунулись в атмосферу бахчисарайского Ханского дворца, Воронцовского дворца и Свято-Успенского монастыря в скале.
Мы с удовольствием гуляли по аллеям симферопольского ботанического сада, бахчисарайскому парку миниатюр и трогательному зоопарку в нём, залам Ливадийского дворца; взбирались к пещерам Чуфт-Кале и башнями Генуэзской крепости, поднимались пешком к Ласточкиному гнезду и к подножию Ай-Петри – по канатной дороге, прикоснулись к творчеству Ивана Айвазовского и Александра Грина в одноимённых музеях – всех достопримечательностей Крыма, увиденных за неделю, сразу и не перечислишь.
Кстати, керченцы говорят, что после присоединения к России самым старшим городом нашей страны стала Керчь (до этого «аксакалом» считался Дербент с 2000-летней историей). История же Боспора Кемерийского, основанного древнегреческими колонистами, насчитывает около 2600 лет.
За семь дней в Крыму мы посетили более 20 достопримечательностей, и, конечно, купались в Чёрном море. Галечный пляж в Алуште и усыпанный необычной мелкой ракушкой в Феодосии, чистые вода и берег оставили очень приятное впечатление. Вход туда, а также в Ливадийский парк и к Ласточкиному гнезду – бесплатный.
За осмотр остальных достопримечательностей взимают чисто символическую плату. Билет для взрослых стоит от 150 до 400 рублей, пенсионерам, школьникам и студентам – скидки, с ветеранов войны и боевых действий за вход в музей или дворец денег и вовсе не берут, но если захотите слушать экскурсовода, рублей 50 придётся заплатить. Так что, отправляясь в Крым, не забудьте документы, подтверждающие ваш статус.
В некоторые учреждения культуры не пускают с водой и большими сумками, к услугам посетителей на этот случай есть камеры хранения. Посещение некоторых туалетов платное – порядка 15-20 рублей. Стоимость сувениров растёт пропорционально уменьшению расстояния до моря. Парковки входят в стоимость оплаты за жильё. В городе или у пляжа есть бесплатные места, но они всегда уже заняты.
Интересная особенность: на некоторых дорогах работают «проводники», готовые сопроводить вас только им известным – коротким, путём вокруг пробки. Ни разу не воспользовались такой услугой, поэтому информации о цене не имееется.
Ещё есть зазывалы, которые заманивают на ближайшую стоянку, утверждая, что дальше нет проезда или нет парковки. Не ведитесь: их стоянка потом окажется платной, хотя никаких документов, подтверждающих законный отъём денег у автовладельцев, нам никто ни разу не предоставил.
К концу путешествия, когда спидометр автомобиля показывал около 2500 километров, средний расход топлива составлял 7,9 литров, а средняя скорость 51 километр.
Путешествуя на автомобиле по Тавриде, мы своими глазами увидели не только богатейшую историю и культуру края, необычайную красоту её природы. Здесь есть дороги, вода, электроэнергия, продовольствие, чистые пляжи и доброжелательные, предприимчивые люди.