Примерное время чтения: 9 минут
1829

«Нет пафоса, но есть понты». Эксперт о том, что такое ростовский характер

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. "АиФ на Дону" 19/06/2019
В 2018 году в Ростове-на-Дону побывало более миллиона туристов.
В 2018 году в Ростове-на-Дону побывало более миллиона туристов. АиФ

В 2018 году в Ростове-на-Дону побывало более миллиона туристов. Цифра кажется внушительной, но по сравнению с другими городами она не велика, донская столица всего на 27 месте. Лидеры всё те же: Москва, Питер, Сочи и Казань.

Ростовчанам обидно, потому что они видят свой регион очень привлекательными. А иногда даже чертовски привлекательным - такой уж у нас характер. Именно о ростовском характере, а также экскурсиях и проблемах турсферы мы поговорили с руководителем экскурсионного бюро «Ваш персональный гид», координатором всероссийских и международных культурных проектов Алексеем Павловским.

Когда спрос родил предложение

Светлана Ломакина, «АиФ на Дону»: Алексей, экскурсии у вас необычные. Я, к примеру, помню, как вы катали народ в трамвае и рассказывали про Старый Ростов. Как началась эта экскурсионная история?

Алексей Павловский: Я по большому счёту - дилетант, хотя со стороны можно подумать, что знаток русского языка, кино и истории города. По профессии я юрист, но если чем-то интересуюсь, то начинаю погружаться в тему. Меня всегда волновал мой город: что это за здания? а почему люди здесь говорят именно так? Живу-то я здесь с рождения, но каждое лето ездил в Белоруссию, а там всё другое. Контраст рождал вопросы. Наверное, так всё и началось.

Потом я работал журналистом, познакомился с историком Сергеем Кисиным - от него и «опылился». А 10 лет назад, когда уже занимался рекламой и продвижением, возник PR-проект, предполагавший проведение серии экскурсий. Мы с Кисиным разработали маршруты, придумали, как это интересно, непресно подать и всё прошло очень удачно. Люди подходили и спрашивали: будут ли ещё экскурсии? Обращались, просили. И мы поняли, что надо делать экскурсионное бюро. Дополнили линейку предложений и работаем. Нас в бюро всего трое, но я знаю уровень других экскурсоводов, когда большие заказы, мы привлекаем лучших из них.

Алексей Павловский
Алексей Павловский: меня всегда волновал мой город. Фото: Из личного архива Алексея Павловского

- Какие экскурсии самые популярные, а какие заказывают неохотно?

- Самая популярная, конечно, обзорная, вторая - «Ростов-папа», на третьем месте истории о купцах. Мёртвым грузом висит «Легенды и мифы крепости Димитрия Ростовского», посвященная первому этапу формирования города. Эта экскурсия создавалась, когда мы ещё не знали спрос, а потом  поняли, что как отдельная экскурсия она никому не интересна, а как добавочный элемент - вполне. Или экскурсия «Город воинской славы» - она сезонная, заказывают её ко Дню Победы.  

«Бывали мы в той Москве»

- Какие вопросы задают чаще всего?

- Если говорить о приезжих, то чаще всего это не исторические вопросы. Людей интересует современная жизнь города. Где работают ростовчане? Сколько стоит квартира? Какая средняя зарплата? Где вкусно поесть и куда сходить погулять вечером? Поэтому какой бы ни была основная тема экскурсии, гид должен знать свой город с разных сторон и быть готовым к самым неожиданным поворотам.

- А если гид не знает ответа на вопрос?

- Тогда надо поблагодарить за оригинальный вопрос и пообещать, что попробуешь найти ответ на него в архивах или у специалистов. Всегда же можно продолжить общение через электронную почту. Но чаще всего достаточно небольшой паузы, чтобы найти ответ во вспомогательной карточке или в интернете. У нас экскурсии получаются в большей степени не исторические, а культурологические - о том, как город стал таким, какой он есть, поэтому очень сложных вопросов я не вспомню.

- Тогда что такое ростовский характер?

- У ростовчан нет комплекса провинциала. «Бывали мы в той Москве. Красиво, нарядно, но не по-нашенски» - обычный отзыв. Мы открыты, но чувствуем неискренность. Очень любим свой город - не слепо, а, видя все недостатки; но пусть только попробует приезжий покритиковать, мало ему не покажется. Мы сибариты: любим и умеем красиво и вкусно жить. В Ростове отсутствует пафос, но есть понты. В том смысле, что лучше займём, но дадим шику, если есть для кого. И, очень важно, в нашем городе воюют в крайнем случае, здесь предпочитают договариваться.

- Алексей, ассоциация экскурсоводов в прошлом году выступила с предложением об аттестации экскурсоводов, а вы были против. Почему?

- Да, я ответил, что это достаточно странно - захотеть, чтобы тебя аттестовывали. Допустим, ассоциация рестораторов скажет: давайте введём ежемесячные проверки СЭС или журналисты каждые полгода захотят сдавать экзамен по русскому языку. Если бы это ввели, то мне и моим экскурсоводам пришлось бы регулярно сдавать экзамен, платить какую-то пошлину. Зачем? Их аргумент - это очистит рынок от непрофессионалов. Действительно,  есть совсем уж любители. Как-то в Старочеркасской я шёл мимо группы экскурсантов и услышал: «А вот тот самый Дед Щукарь, который был в «Тихом Доне» у Шолохова». Да, это неприятно. Но у меня мысли не возникло бежать к нему и кричать: вы непрофессионал! Образованные гости города его поправят, необразованные всё равно эту деталь не запомнят, но, наверное, вынесут для себя что-то другое полезное. В наше время всё устроено так, что в интернете есть отзывы и благодаря им хороший гид всегда будет востребованным.

Дилеры от лингвистики

- У нас где-то учат на экскурсоводов?

- Да, в ЮФУ, в Институте истории и международных отношений. Кстати, студенты проводят регулярные бесплатные экскурсии, обкатывают на желающих свои возможности. Ну почему нет? Это тоже интересно.

- Алексей, вы говорили, что среди заказчиков экскурсий ростовчан и гостей города примерно 50 на 50.  О чём спрашивают ростовчане?

-  Больше всего и ростовчан, и гостей радует лингвистика - то, как мы говорим. Многие местные словечки, которые я ввожу в экскурсии, я узнал именно из живого общения. Слово «под расчёт», к примеру, заметили приезжие. Наши же делятся историями семей, воспоминаниями, что где раньше было. А из странных вопросов - это избы. Приезжие из других стран требуют, чтобы я их показал. Так было, когда к нам во время Чемпионата мира по футболу приехали мексиканские блогеры. Сколько бы я не объяснял, что у нас их быть не может, но у них-то в программе они были! Значит: из-бы! из-бы! Это было непросто (смеётся).

- Вы организовали массу больших и малых фестивалей. И кино, и книги, и «Рио-Рита». Но меня больше всего интересует РУфест, потому что аналогов ему нет. Как так вышло, что вы собрали таких крутых филологов в Ростове?

- Началось всё с Тотального диктанта. Я всегда очень внимательно относился к русскому языку, долгое время работал редактором, русский язык - ещё одно моё увлечение. В какой-то момент наткнулся на сайт Тотального диктанта, тогда в проекте всего было 11 городов (сейчас их более 800 на всех континентах). Среди этих 11 Ростова-на-Дону не было, но была надпись «Не нашёл своего города, проведи диктант сам». Ну а чего мне стоило провести диктант? Я к тому времени уже ушел из редакции, работал пиарщиком, организовывал многие мероприятия.

Первый Тотальный диктант в Ростове подготовил за 10 дней - 80 человек его писали. Через год их было уже триста, а два года назад, когда я оставил проект, - полторы тысячи. Мы, как наркодилеры от лингвистики, дали попробовать, люди втянулись и пошло, пошло. Из Тотального диктанта родился фестиваль грамотного общения «РУфест»: предложил из филологов делать звёзд. Мы пригласили ведущих лингвистов, организовали фестиваль популяризации знаний о русском языке, придумали интересную программу. И специально делали упор на то, что это не научно-практические лекции, а про живой язык, про то, что происходит вокруг. Нужно отдать должное нашим звёздам - приезжают они из чистого альтруизма, пишут о фестивале в соцсетях, постят фоточки и уже вся Россия знает, когда ещё везде снег, в Ростове уже солнце, деревья в цвету и замечательный праздник русского языка.

- Возвращаясь к главному вопросу: что надо сделать, чтобы к нам хотели ехать?

- Мне кажется, что это не правильный посыл - что-то делать для туристов. Надо для себя делать город удобным, красивым, интересным. Это главное. А чтобы ехали туристы, нужно снижать их расходы. Выходные в Ростове с перелётом и проживанием на двоих могут обойтись в 25-30 тысяч рублей. За эти деньги люди лучше в Турции отдохнут. Если говорить об экскурсиях, то дорого стоит транспорт. Вот здесь я был бы за лицензирование экскурсоводов, если бы эти расходы субсидировались, что позволяло бы делать дешевле туры. Потом у нас же невозможно припарковать автобус с экскурсантами на той же набережной или на Пушкинской. На Театральной площади висит запрещающий знак. Смотровая площадка у памятника Стачки – для меня яркий пример. На вопросы властей «чем вам помочь?» я много лет на разных форумах предлагаю сделать заездной карман для автобусов, чтобы они не стояли на проезжей части. Это не стоит ничего - нужно только убрать бордюрчик. Ну и хорошо бы, если бы туалеты стояли. Власти меняются, а этот мелкий вопрос всё ещё актуален.  

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах