Примерное время чтения: 7 минут
4230

Колодец, таможня, крепость. Как появился город Ростов-на-Дону

Сюжет Празднование 268-летия Ростова-на-Дону
Общий вид города Ростова-на-Дону в XIX веке.
Общий вид города Ростова-на-Дону в XIX веке. / Неизвестный фотограф - сканирование оригинала фотографии / Commons.wikimedia.org

Богатый колодезь

Согласно преданию, молодой государь Пётр Алексеевич, разъезжая по окрестностям с генералами и казачьими старшинами, наблюдал движение русских кораблей к верфи в устье Темерника. Заметив место, где из известнякового склона били родники, государь, утолив жажду из самого полноводного, воскликнул: «Богатый колодезь!»

Это место и получила такое географическое название при составлении первых русских карт земель в низовьях Дона после взятия Азова.

Именно вблизи урочища Богатый колодезь была основана Темерницкая таможня, с которой и начинается биография Ростова-на-Дону. 

Темерницкая таможня

Но официальной основательницей Ростова-на-Дону считается императрица Елизавета Петровна, которая учредила создание на месте нынешнего города Темерницкую таможню.

Интересно, что первоначально государыня определила поставить таможню в районе Черкасска (с 1805 г. – станица Старочеркасская). Но, по свидетельству некоторых историков, атаман войска Донского Данила Ефремов направил ей письмо, в котором сообщал, что такое решение подорвёт торговые дела казаков.

«Для сбору тарифов и внутренних пошлин с привозимых из турецкой области и отвозимых из России за границу товаров таможню учредить по реке Дону вверх от устья реки Темерник против урочища, называемого «Богатый колодезь», - писал он государыне.

Богатый колодезь,
Богатый колодезь (Богатый источник) - место, связанное с основанием города: Кировский спуск на Береговой улице Ростова-на-Дону. Фото: Commons.wikimedia.org/ Rost.galis

Полученное прошение Екатерина удовлетворила и обозначила место в грамоте от 15 декабря 1749 года.

Весной 1750 года в таможне были построены пристань, пакгауз, карантин, гарнизонная казарма. А ещё через пять лет здесь основали международную «Российскую и Константинопольскую торгующую компанию».

Темерницкий порт стал первым и пока единственным русским портом на юге России. Через него велась торговля со странами Чёрного, Эгейского и Средиземного морей.

Крепость Димитрия Ростовского

В 1760-1761 годах для защиты низовьев Дона от турецких набегов и крымских татарских орд у Богатого колодца по проекту инженер-капитана И. Веденёва началось строительство крепости. Руководил  работами военный инженера А.И. Ригельман.

Именно источник стал ориентиром, выбранным для географической привязки крепости  к берегу реки.

Крепость выглядела, как девятилучевая звезда и имела в окружности 3,5 километра. Располагалась она между нынешними переулками Чехова и Крепостным, улицами Горького и Станиславского.

Рядом имелись два форштадта (поселение за крепостной стеной, предместье): Доломановский и Солдатский, которые закрепились вдоль берега Дона от переулка Доломановского до проспекта Ворошиловского.

Атаман Данила Ефремов, посмертный портрет (конец XVIII века), автор неизвестен. Военная энциклопедия под ред. В. Ф. Новицкого и др.
Атаман Данила Ефремов, посмертный портрет (конец XVIII века), автор неизвестен. Военная энциклопедия под ред. В. Ф. Новицкого и др. Фото: Commons.wikimedia.org

Внутри крепости, согласно плану, было семь продольных и семь поперечных улиц, которые со временем застроили зданиями разного назначения: для размещения гарнизона, хранения запасов оружия и провианта.

Гарнизон насчитывал более четырёх тысяч человек, ещё тысяча проживала в окрестных слободах.

6 апреля 1761 года указом Елизаветы Петровны крепости было дано имя митрополита Ростовского и Ярославского Димитрия, которого русская православная церковь причислила к лику святых.

Позже название трансформировалось: крепость Димитрия Ростовского, Ростовская крепость, просто Ростов. Наконец, чтобы отличить этот форпост на берегу Дона от древнего Ростова Великого, что под Ярославлем, стали называть его Ростов-на-Дону.

Интересно, что крепость не сделала ни единого выстрела. А к концу XVIII века, в связи с присоединением Причерноморья к России, и вовсе утратила своё стратегическое значение. Укрепления срыли, а территория отошла к городу.

В 1797 году поселение при крепости получило статус города. Гарнизон и военное имущество Ростовской крепости в 1835 году переведены в Анапу.

Памятник основателям крепости Димитрия Ростовского на пересечении Большой Садовой улицы и переулка Крепостного.
Памятник основателям крепости Димитрия Ростовского на пересечении Большой Садовой улицы и переулка Крепостного. Атаман Данила Ефремов сидит на пороховой бочке. Фото: Commons.wikimedia.org/ БИБЛИОТЕКАРЬ

Нахичевань-на-Дону

В 1779 году к востоку от крепости армяне, выходцы с Крымского полуострова, основали город Нор-Нахичеван (Нахичевань-на-Дону).

Здесь обосновались городские жители Крыма, а сельское население осело в окрестностях города – в сёлах Чалтырь, Топти (Крым), Мец Сала (Большие Салы), Султан Сала и Несвита (Несветай).

9 августа 1797 года крепость и Нахичевань вошли в состав Ростовского уезда. Ростов становится уездным городом Новороссийской, а с 1802 года – Екатеринославской губернии.

«Ворота Северного Кавказа»

В 2017 году ростовчане отметят 268-летие донской столицы. Но нынешнее название город получил только в 1806 году.

К своему 100-летию этот населённый пункт насчитывал уже около 15 тысяч жителей.

К 1850-м годам Ростов-на-Дону прославился на всю страну своими ежегодными ярмарками: Вознесенской и Успенско-Богородицкой. На них ростовчане торговали кожей и лошадьми, чаем и хлебом, тканями и табаком. В избытке были донские рыба и вино.

В 1870 году через Ростов прошла железная дорога, связавшая его с Харьковом и Москвой, в 1875-м с Владикавказом. В конце XIX века Ростов-на-Дону становится одним из самых больших городов России. За ним закрепляется звание «Ворота Северного Кавказа», поскольку в то время не было других железнодорожных путей для транспортировки пассажиров и грузов в южном направлении, кроме тех, что проходили через Ростов.

К началу XX века в городе насчитывалось около 140 промышленных предприятий на которых трудились около 15 тысяч работников.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах