94 года назад, в марте 1925 года, в Ростове-на-Дону было открыто автобусное движение.
В том, какой путь за это время проехал этот вид транспорта, «АиФ-Ростов» разбирались вместе с краеведом, автором ряда книг по истории Геннадием Беленьким.Помощник трамвая
Первый автобусный маршрут соединил железнодорожный вокзал «Ростов-Главный» и центр Нахичевани-на-Дону. В то время трамваев на данном направлении уже не хватало, а решить проблему перевозки пассажиров увеличивающегося города можно было либо увеличением количества вагонов и строительством параллельных линий, либо пуском безрельсового транспорта. Изначально на линии работало только два автобуса, однако и они уже в первые дни перевозили порядка 1200 человек. Уже в 1929 году, после объединения Ростова-на-Дону и Нахичевани-на-Дону, маршрут был продлён до Сельмаша, а количество машин на нём к этому времени выросло до шести.
Автобус пустили как вспомогательный вид транспорта - первоначально по отношению к трамваю, а затем и к троллейбусу. В основном автобусы работали там, куда невыгодно было пускать электротранспорт.
«С одной стороны, для больших городов в СССР было несолидно не иметь электротранспорта. С другой - приличных автобусов в СССР до открытия в 1950 годах завода «ЛАЗ» производилось не так много», - говорит Геннадий Беленький. – «Автобус был транспортом для малых городов».
Первыми направлениями, где автобус стал основным видом транспорта, в 1934 году стали районы нынешнего РГУПСа, Каменки, Военведа, а также зоопарка. Чуть позже автобус стал ходить до Автосборочного завода (район нынешнего «Роствертола»), а также по наплавному мосту на левый берег. Однако самыми значительными в развитии автобусного движения стали 1960-е - начало 1970 годов. Город активно расширял свои границы, а электротранспорт развивался не так активно. Начали развиваться Северный и Западный жилые массивы, а на то, чтобы запустить электротранспорт, требовалось время на строительство инфраструктуры. И тут на первый план выехал автобус. Буквально через несколько недель после того, как заселялись первые жители, к высоткам пускали новые, либо продлевали старые автобусные маршруты.
Окончательная победа
Вторым этапом активного развития автобусного движения стали 1990 годы.
«Сегодня автобус играет мощную роль в транспортном обслуживании города», - отмечает Геннадий Беленький. – «Вопрос экологии не так пугает: выбросы от двигателей современных автобусов уже не так вредны даже по сравнению с тем, что было 15 лет назад: большая часть техники имеет класс «Евро-4», либо двигатель, работающий на газе. Поменялся и подвижной состав - большинство машин, которые работают на линии в Ростове, низкопольные, что позволяет быстрее осуществлять посадку и высадку».
По итогам проведённых конкурсов на большинстве маршрутов города треть подвижного состава теперь оснащена кондиционерами, а также приспособлениями для перевозки людей с ограниченными возможностями. Власти полностью отказались от режима маршрутного такси - теперь льготные категории граждан могут реализовать свои права во всех маршрутах.