Примерное время чтения: 12 минут
1025

Игра на выживание. Почему в жизни ростовских музыкантов грустные мотивы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. "Аргументы и Факты" на Дону 06/04/2016
Олеся Ходунова / АиФ

«Наша профессия очень трудоёмка: чтобы стать профессионалом, помимо таланта, нужно всю жизнь совершенствовать и сохранять своё мастерство, ежедневно занимаясь на инструменте (к голосу это тоже относится) по нескольку часов в день, помимо работы. Но как оценивается этот титанический труд в музыкальных учреждениях Ростова-на-Дону? Средняя зарплата музыканта у нас в два-три раза меньше, чем у водителя автобуса или троллейбуса, - говорит Александр Данилов, народный артист России, профессор и бывший ректор Ростовской консерватории. - В столичных оркестрах, оперных театрах, филармониях, в том числе и за рубежом, куда уезжают многие наши выдающиеся выпускники, им обеспечен уровень достатка среднего класса. Много меняется к лучшему и за пределами наших двух российских столиц. Например, в Казани, у концертмейстера симфонического оркестра зарплата почти в десять раз выше, чем средняя в Ростовском академическом.

О том, что мешает развитию музыкальной культуры, сколько стоит талант и есть ли будущее у молодых дарований, наш разговор.

Оркестровая яма

Ирина Прилуцкая, «АиФ на Дону»: Александр Степанович, мы с вами ранее уже говорили о том, что Ростов, имея в своём распоряжении консерваторию, филармонию с множеством коллективов, Музыкальный театр, превращается в периферийный музыкальный город. Есть ли перспективы?

Александр Данилов: В лучшую сторону пока значительных изменений нет. В Ростове единственным остров­ком профессионализма и современного менеджмента в нашей сфере остаётся Музыкальный театр, которым многие годы руководит Вячеслав Кущёв, человек искусства, широкой культурной компетентности. Наш театр привлекает внимание молодых музыкантов, работать там сейчас более престижно и с точки зрения зарплаты: руководитель добился выделения правительственного гранта уже во второй раз. А филармония находится в том же печальном положении, что и прежде. Концептуальной, выверенной филармонической репертуарной политики просто нет. В ведущем симфоническом оркестре постоянно меняются дирижёры, директора. Концерты коллектива по-прежнему одноразовые, экономически убыточные, поскольку их не играют в близлежащих городах, как это делается во многих филармониях России. А ведь культурное воспитание, музыкальное просвещение жителей не только города, но и области - главная задача филармонии! С её самой худшей в России материально-технической базой Ростов и превращается постепенно в периферийный музыкальный центр.

Ушёл из симфонического оркестра и наш земляк Александр Поляничко, известнейший в России и мире дирижёр, которого мы, музыканты, пригласили с большим трудом. Он проработал здесь три года, обращаясь с безуспешными просьбами о повышении унизительных зарплат музыкантам оркестра, и понял, что ничего не добьётся. На место Поляничко сейчас пригласили молодого способного дирижёра и талантливого кларнетиста Валентина Урюпина. Но если не поднимутся на постоянной основе зарплаты музыкантов оркестра, если не будет современного менеджмента в филармонии, какого бы замечательного дирижёра ни позвали, ничего принципиально не изменится.

По всей стране строят и реконструируют концертные залы - в Омске, Новосибирске, Белгороде, Красноярске, Казани, Самаре, Перми и т. д. А в нашу филармонию и зайти-то стыдно. И по наполняемости, и по акустике, и по дефициту репетиционных аудиторий это просто сельский клуб для города-миллионника.

Кроме Музыкального театра, в Ростове нет ни одного зала с хорошей акустикой. Наша консерватория, которой через год исполнится 50 лет, пожалуй, единственная в мире до сих пор не имеет своего концертного зала. Администрация области и города обещала выделить земельный участок под строительство зала на 1000 зрителей на месте Парамоновских складов. Хотели сделать большой культурный центр. Мы даже пригласили известного французского архитектора, спроектировавшего концертный зал по просьбе Гергиева в Петербурге. Этот объект, на который Министерство культуры РФ обещало выделить федеральные деньги, мог бы стать изюминкой города. Но в итоге всё свернулось: сыграли роль интересы бизнеса.

Бремя отписок

- Имена многих ваших воспитанников гремят на весь мир. Но есть ли будущее у нынешних талантливых выпускников консерватории?

- Уехали за рубеж наши замечательные Анна Винницкая, Юлия Чаплина, Анна Булкина, Наталья Ткаченко. Замечательный пианист, лауреат около 60 международных конкурсов в США, Японии, Испании, Италии, Германии и в других странах Саша Яковлев перебрался в Санкт-Петербург. Недавно закончили консерваторию талантливые пианисты Петя Горобец, Коля Шаламов, виолончелист Зейнел Заитов. Петя уехал учиться в Германию. Коля продолжил учёбу в Испании у Дмитрия Башкирова. Зейнел перебрался во Владивосток. Там музыканты имеют президент­ские надбавки, гранты и получают не меньше 100 тысяч рублей. А в Ростове у талантливых молодых ребят нет никакой возможности не то что проявить себя, а даже заработать на жизнь.

По этим причинам и преподаватели покидают  консерваторию. Осиротела кафедра струнных смычковых инструментов. Переехал в Израиль Дмитрий Шейнкман, воспитавший целую плеяду скрипачей: ему предложили хороший контракт в Музыкальной академии Иерусалима. Уехал в Саратовскую консерваторию профессор, скрипач Сергей Нестеров. Многие наши выпускники-профессора работают в Америке, Великобритании, Финляндии, Германии, Нидерландах. У нас ведь тоже зарплаты невысокие: у профессора в среднем 20 тысяч, у преподавателя - меньше, чем у уборщицы. Раньше для музыканта было престижно работать в консерватории, а сейчас одним ощущением собственной художественной значимости семью не прокормишь.

Музыкальное образование губит и бюрократизация учебного процесса. Нигде в мире такого нет, чтобы одни и те же требования предъявляли ко всем вузам - ветеринарным, горным, художественным, экономическим. Из-за этого я и ушёл в знак протеста с должности ректора после мониторинга Минобразования, не имеющего никакого отношения к оценке качества образования. Нашу консерваторию наперекор репутации и предыдущим государственным аттестациям, когда мы, по оценкам того же Мин­обра, были одними из лучших, компьютер внёс в список неэффективных вузов. Конечно, вскоре после этого скандала власти ответили, что мониторинг не учёл специфики художественного вуза. Действительно, как можно оценивать качество подготовки музыкантов по таким критериям, как состояние финансирования, зависящее от полученных или неполученных средств бюджета, количество финансирования в науку? И этот абсурд ведь продолжается!

Что за комиссия, создатель?

Вот недавно у нас была очередная комиссия из Министерства образования. Проверяли горы бумаг - рабочие планы, учебные программы, пояснения к учебным программам. Парадокс в том, что никого не интересует качество образования в конкретном вузе: нужны правильно заполненные отчёты...

Повышение квалификации для преподавателей музыкальных школ и училищ тоже превратилось в пустую формальность. И, невзирая на неодно­кратные увещевания Президента, в Ростовской области постоянно сокращается количество музыкальных школ: за последнее время было закрыто около 20%.

К этим бедам добавлю, что в общеобразовательных школах музыкальное и художественное воспитание также глубоко запущено, его попросту нет. Музыка стала дисциплиной по выбору, нет ни уроков пения, ни хоров, ни школьных оркестров. Талантливых детей не становится меньше, но теперь их сложно заметить. В прошлом году Министерство культуры РФ передало всем подведомственным учреждениям новую концепцию развития музыкального образования до 2020 года, где прописаны хорошие идеи, которые успешно реализовывались в советское время. В частности, речь в ней шла и о том, чтобы обратить внимание на культурное, художественное воспитание в средних школах и детских садах. Но за этими намерениями пока не последовало никаких действий.

Потерян престиж всей вертикали музыкального образования. Во многих колледжах искусств в этом году не было конкурса даже на отделение фортепиано, которое прежде считалось самым популярным! Многие прагматичные родители не хотят обрекать своих детей на полуголодное существование.

- Да и вообще академическое искусство сегодня не «в тренде»...

- Для интеллектуальной, культурно образованной части населения, старшего поколения искусство по-прежнему привлекательно. Но государство не создаёт условий для пропаганды среди молодёжи. Раньше на радио и телевидении постоянно шли разнообразные музыкальные передачи. Мой отец, рабочий, классическую музыку знал не хуже профессионала. А сегодня такие передачи - редкость. Даже на телеканале «Культура» сократилось количество часов, посвящённых музыке. А ведь это очень важно: когда люди постоянно соприкасаются с прекрасным, они становятся другими.

Комментаирй специалиста: Загрустило пианино

Краснодар­ским джазовым биг-бэндом Георгия Гараняна не первый год руководит бывший ростовчанин, вы­пускник Ростовской госу­дарственной консерватории им. Рахманинова Илья Филиппов.

Это один из немногих российских оркестров, активно выступающих, гастролирующих и записывающихся с мировыми джазовыми и эстрадными исполнителями.

- После учёбы я одно время работал в джаз-оркестре Ростовского штаба СКВО. Им руководил великий тромбонист Виктор Бударин. Но джазовый оркестр армии оказался ненужным и был расформирован. Примерно в это же время мне позвонили из биг-бэнда Георгия Гараняна, который искал пианиста. Я согласился и где-то два года ездил туда как приглашённый солист, а потом переехал насовсем, - говорит дирижёр биг-бэнда. - Когда Гаранян вдруг ушёл из жизни буквально за неделю до концерта с Мишелем Леграном, мы не знали, как быть дальше. Первые полгода все отказывались в это верить. Оркестр был создан Георгием Арамовичем, на нём держался, и вдруг мы осиротели. Биг-бэндом некоторое время руководил Виталий Владимиров, наш второй дирижёр. Мы с ним ездили на гастроли в Америку. Но у него был свой джазовый оркестр в Екатеринбурге, и работать сразу в двух городах он не мог. Поэтому дирижёра стали искать среди музыкантов. И однажды Татьяна Михайловна Гатова, худрук нашего краевого творческого объединения «Премьера», вызвала меня и сказала: «С сегодняшнего дня ты руководишь оркестром...» Конечно, занять место человека-легенды было непросто. Самый большой ансамбль, которым я до этого руководил, состоял из 9-10 моих ровесников. И вдруг государственный оркестр, профессиональный коллектив с большой историей. К тому же я никогда не вёл концертов. Сложнее всего было сохранить саунд оркестра, который Георгий Арамович создавал долгие годы. К счастью, музыканты меня поддержали. Мы делаем по нескольку разных программ в год, часто гастролируем.

На Кубани проходит просто бешеный джаз-фестиваль с огромным количеством звёзд. (В Ростове же фестивали идут 3 - 4 дня максимум). Возможно, всё дело в том, что здесь выше платёжеспособность населения и люди чаще ходят на концерты. И краевые власти всячески поддерживают культуру. Взять хотя бы джазовый оркестр, содержать который очень и очень дорого: это затраты на зарплаты музыкантов, свет, звук, ме­неджмент. В нашем биг-бэнде играют лучшие музыканты. Это интересная работа за хорошие деньги. Георгий Арамович Гаранян до последнего дня экспериментировал со звуком. Сегодня мы тоже играем самую разнообразную музыку. И музыканты получают хорошую губернаторскую надбавку. Именно поэтому у нас постоянный состав. Грамотный менеджмент тоже очень важная составляющая: музыкант должен играть, а не решать организационные вопросы. В Ростове с этим всегда было туго. Когда развалились Росконцерт и Москонцерт, музыканты, чтобы выжить, вынуждены были сами организовывать концерты. В Краснодаре работает большая команда менеджеров, которые ведут переговоры, занимаются логистикой. Наш оркестр входит в государственное объединение «Премьера», которое также включает балет Григоровича, Музтеатр, Молодёжный театр, несколько симфонических оркестров... Вся их деятельность организована на очень высоком уровне.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах