Несколько лет назад писали о том, как один из богатейших шейхов Объединённых Арабских Эмиратов - Заид аль Нахайян заказал портреты своей семьи донскому художнику Дмитрию Косивцову.
Под чужой фамилией
- Ты ведь рисовал портреты не только шейхов, но и их жён. Как тебе это удалось?
- В Дубай я приехал по приглашению коллеги поработать дизайнером. Потом получил большой заказ написать портреты семей шейхов Катара, Дубая. Работал в основном по фотографиям. Фотографу приходилось изготавливать снимки жён шейхов, их дочерей и внучек в другой стране. В Эмиратах отпечатать женский снимок невозможно. После окончания работы картину тут же уносили на женскую половину дворца, куда мужчинам вход был строго запрещён. Всего планировалось 100 портретов. Было написано около сорока. Но случилось несчастье. В автокатастрофе погиб сын шейха Дубая, совсем юный, академию заканчивал. Был объявлен траур, заказ отменили.
- Трудно было угодить шейхам?
- В общем, несложно. Это по-восточному мягкие, интеллигентные люди, получившие образование за границей. В них нет апломба, самолюбования. Единственным их пожеланием было сделать кожу светлее. Это был принципиальный вопрос. А кожа и у мужчин, и у женщин оттенка коры дерева. На фоне ослепительно белых одежд контраст сумасшедший. Работу принимала итальянка Валерия де Мотере. В живописи она мало что понимала, и осталось загадкой, как ей удалось втереться в доверие к шейхам. Меня и ростовского художника Сергея Бровкина, с которым мы вместе писали портреты, она представляла заказчикам как подмастерьев и ставила свою подпись под нашими работами. Так что портреты, выполненные нами, висят в национальном музее под её фамилией.
Тройку ты запряг недаром...
Не только шейхов писал Дмитрий в Эмиратах. В течение двух лет он не выезжал из страны. Расписывал виллы, отели, рестораны, клубы, не переставая поражаться роскоши Дубая, города небоскрёбов, выросшего буквально за сорок лет.
- Здесь кипит жизнь, масса идей, оригинальных проектов, - делится впечатлениями Дмитрий. - Сюда приезжают талантливые художники, архитекторы, дизайнеры из разных стран, работающие в разных художественных направлениях. Если вы хотите воплотить в жизнь самый безумный проект, нужно ехать в Дубай. Строят город, как правило, индусы и пакистанцы, а в качестве проектировщиков выступают либо иностранные специалисты, либо сами арабы. В архитектуре властвуют минимализм, конструктивизм, концептуализм. Днём город ослепительный, голубовато-стального цвета, ночью - медово-золотой. Зато внутри небоскрёбов можно встретить интерьеры самых разных стилей - хайтек, английскую классику, модерн и т.д.
Арабы в Эмиратах любят экзотику. Для них снег, кокошники, медведи, балалайка необычны и интересны. Именно в Дубае построен третий в мире по величине крытый снежный курорт с лыжной трассой и спуском длиной 400 метров. Дмитрий получил крупный заказ - оформление русского ресторана «Тройка» в одной из гостиниц Дубая - Ascot Hotel. Нужно было создать эдакую лубочную Русь кабацкую. Художник расписал ресторан под Палех. На чёрном фоне прядут три девицы из сказки Пушкина, по заснеженной степи летит тройка. Кажется, слышишь, как хрустит снег, звенят бубенцы. Стены гостиницы украшает около ста картин ростовского художника. Вот где развернулась его душа и где пригодились впечатления от Вёшенской, Раздорской, Старочеркасска, Ростова. Знакомые горизонты, родные дороги, лодки, дома. Участвовал он и в создании костюмов танцовщиц кабаре «Тройка».
Писал зиму при +50 С
После «Тройки» посыпались заказы. Увидев снежные пейзажи, владелец другого ресторана, сам по происхождению ливанец, решил не отставать: «Почему только в “Тройке” зима?» - и заказал Дмитрию зимний пейзаж с ливанским кедром. Для этого же ресторана ростовский художник написал ещё несколько картин с живописными руинами и натюрморт из ливанской кухни.
- Как-то мне позвонили из «Тройки» : «Срочно нужен зимний пейзаж», - вспоминает Дмитрий. - Один американский профессор, хорошо отдохнувший в ресторане, рассматривая мои картины, высказал пожелание: «Хочу русскую зиму». Я сказал, что картина будет готова через двадцать минут, горячая, с пылу-жару, только что написанная. У меня в то время была идея изобразить одно и то же место в разные времена года. Я как раз заканчивал зиму. Надо сказать, писал её в пятидесятиградусную жару. Мне передали, что профессор остался доволен картиной.
Там люди очень доброжелательные. Например, идёшь, не можешь найти какое- нибудь здание, головой вертишь, и вдруг прохожий останавливается спросить, не может ли он тебе чем-нибудь помочь. Не знаешь языка - не страшно, постарается объяснить жестами и всегда с улыбкой. Вначале я думал, что всё так хорошо, потому что люди здесь богатые, нет поводов злиться и роптать. Но был я и в одной бедной рыбацкой деревне. Бродил, фотографировал дома, сети рыбацкие, мангровые рощи, Персидский залив. Когда снимал рыбаков, один из них вдруг бросил работу и направился ко мне. Я решил, что попросит денег или скажет, чтоб не фотографировал. А он повёл меня в такие живописные места, которые я сам бы не нашёл, потом предложил меня сфотографировать. Сделал снимок моим фотоаппаратом. Я удивился, насколько он грамотно выбрал ракурс, как настоящий художник. Он посоветовал прийти через несколько часов, когда будут доставать сети с крабами, чтобы сделать много интересных фотографий. Я был поражён.
Дубайское чудо
На вопрос, что его больше всего поразило в Дубае, Дмитрий ответил, что в Эмиратах народ и правители явно довольны друг другом. Шейхи создают законы, которые максимально работают на коренных жителей страны, и вкладывают нефтедоллары в развитие экономики и повышение культуры своих граждан. Сами арабы этим с благодарностью пользуются, не забывая помянуть добрым словом Всевышнего и правителей. Если вы хотите открыть бизнес в Эмиратах, доля в пятьдесят один процент должна принадлежать арабам. Их дети учатся, как правило, в известных европейских или американских вузах. Граждане страны знают себе цену и уважают других. Они быстро решают проблемы.
- Как-то на таможне в Эмиратах оказалось, что визу мне оформили с ошибкой, - вспоминает художник. - В графе «Национальность» стояло «хинди». Таможенник с удивлением на меня посмотрел и поинтересовался у коллеги, похож ли я на индуса. Тот засмеялся. Сверили с загранпаспортом, где написано, что я русский. Посовещавшись, они переделали мне визу. Я, разумеется, заплатил за переоформление, при этом мне было даже страшно представить, как бы решали проблему на нашей границе.
По словам Дмитрия, в Дубае проживают более 140 национальностей и нет конфликтов, все миролюбивы. Много русских. Это строители, дизайнеры, бизнесмены, которые в основном занимаются торговлей косметикой, автомобильными запчастями. Одна его знакомая, врач по образованию, приехала из Ташкента. Здесь ведёт фитнес и аквааэробику в местных небоскрёбах.
- В небоскрёбах - жилые дома с роскошными холлами и мраморными лестницами, бассейном, тренировочными залами. Заселяют их как наши хрущёвки, обычные люди, а не какой-нибудь высший класс. В каждом доме желающие могут заниматься спортом. Для местных жителей Министерство культуры организовывает художественные мастер-классы, оплачивая работу художников. Ведут мастер-классы художники из разных стран. Дело в том, что в Эмиратах есть традиции восточных орнаментов, вязи иллюстраций к Корану. Но своей художественной школой в традиционном понимании они ещё не обзавелись. Я видел, как проводил занятия китайский живописец. Учил рисовать цветы в стиле гиперреализма. Мне предлагали вести «Портрет. Пейзаж. Натюрморт», но я отказался, так как, к сожалению, плохо знаю язык. Интересно, что приходят на занятия люди разного возраста - и юные, и лет сорока, пятидесяти. Меня познакомили с одной такой ученицей - матерью шестерых детей. Она стала неплохой художницей, хорошо научилась рисовать в стиле примитивизма, так свежо. А вообще в Дубае очень популярна беспредметная живопись, когда не нужно вдумываться, просто расслабляешься и отдыхаешь, глядя на интересные фактуры, пятна и разводы. Думаю, это потому, что здесь очень высокие темпы жизни.
Так что, путешествуя из Ростова в Дубай и обратно, Дмитрий наблюдает контрасты жизни. Всему есть место на земле - и рафинированному выверенному пространству далёкого восточного города 21-го века, и голубовато-молочным берегам Персидского залива с мангровыми зарослями и крабами, запутавшимися в рыбацких сетях, и нашим до боли родным лужам, ухабистым дорогам, маминым разносолам и баночкам вишнёвого варенья, которые с таким вдохновением продолжает писать Дмитрий Косивцов, совершивший своё паломничество в страну Востока.