Примерное время чтения: 8 минут
1835

Жизнь как чудо. Биография режиссёра Юлии Синельниковой достойна романа

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. "АиФ на Дону" 28/09/2016
Юлия Синельникова: «Я дань платила песнями...»
Юлия Синельникова: «Я дань платила песнями...» Донской государственный технический университет

Жизнь этой удивительной женщины в чём-то сродни фуэте в 32 оборота. Тот же головокружительный кураж, изящество и виртуозность.

И всё же между ними есть существенное отличие: фуэте – это всегда повторяющееся движение на одном месте, что никак не свойственно похожей на вихрь Юлии Синельниковой, стремительно-непревзойдённой во всех своих начинаниях.

Досье

Юлия Синельникова. Лауреат международного и всесоюзного фестивалей, заслуженный работник культуры России.

Окончила историко-филологический факультет, отделение филологии РГУ, Московский университет искусств, отделение режиссуры, и Московский государственный театральный институт (ГИТИС) им. Луначарского.

22 года возглавляет Культурный центр ДГТУ.

«Вы знаете, как нужно аплодировать фуэте, - застаёт меня врасплох собеседница, красиво затянувшись сигарой в мунд­штуке, и добавляет: - Аплодируют обычно в финале».

В её изящном силуэте есть нечто сродни поэтам серебряного века - Марине Цветаевой, Анне Ахматовой. То же каре, непослушная чёлка - деталь, подмеченная самой Беллой Ахмадулиной, с которой Юлия была знакома много лет:

«Последний раз мы столкнулись с Беллой абсолютно случайно в клинике им. Фёдорова - сидели рядом в кабинете врача с закрытыми после процедур глазами. Я услышала её голос, который спутать невозможно, и спросила: «Это вы, Белла Ахатовна?» Она приоткрыла глаза и говорит: «Юля, я узнаю вас по чёлке...»

Узбекский Париж

Ирина Ароян, «АиФ на Дону»: Юлия Григорьевна, вы из­вест­ны как автор и режиссёр знаменитой на весь мир «Шолоховской весны», Бессмертного полка, Дня города в Ростове. И вместе с тем вы изящная, тонкая женщина без каких-либо командных ноток. Как удавалось подчинять себе тысячи людей, стадионы? Стучали кулаком, гремели каблуками?

Юлия Синельникова: Ни в коем случае. Конечно, были творческие споры. Я всегда выслушивала коллег, но в итоге делала по-своему. На репетициях никогда не повышала голоса. Люди должны чувствовать, что я их люблю и уважаю. Завоевать авторитет можно только собственным примером и честной работой. Этот урок я усвоила много лет назад, когда по окончании филологического факультета Ростовского университета нас с подругой направили работать учителями русского языка в Узбекистан.

Первая «Шолоховская весна» прошла 24 мая 1985 года, в день 80-летия М.А. Шолохова. Фото: Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова

- Это было суровое испытание?

- Представьте себе кишлак в горном ущелье под названием Чекар-Чекур, что переводится как «крик в ночи». 2000 метров над уровнем моря. На горах террасами расположены дома. Внизу горная речка, не замерзающая даже зимой. В горе высечена дорога, на ней стоит сакля - четыре стены из самана, брёвен, веток и земли. В этот «дворец» и поселили нас с подругой. А вскоре под нашей комнатой нашли гнездо с двенадцатью ядовитыми змеями.

Ближайший райцентр назывался Фариз. Но в узбек­ском языке нет буквы «ф». Получался «Париж», а местных жителей мы величали парижанами. Голодали мы под Парижем жутко. Особенно зимой и весной. Местные жители подкармливали нас лепёшками из воды и крупно перемолотого зерна под названием «чучмек», что означает «без соли». На прилавках магазина были только консервированные фрукты, спички и ростовские сигареты «Прима». Там я и начала курить, когда замёрзла в горах.

В соседнем кишлаке не было учителя русского языка. И после уроков в своей школе я садилась на ведомственного ишака и по горной дороге ехала в соседнее селение.

Таких детишек, как там, я больше не видела. К русскому языку и учительнице они относились с огромной любовью и пиететом. После уроков они толпой меня провожали. Так что домой я отправлялась на том же ишаке под звучную декламацию русских стихов с узбекским акцентом.

Верхом на ишаке

- А как вы умудрились замёрзнуть в горах?

- Однажды, когда возвращалась домой, началась сильная пурга. Ишак неожиданно встал, и я услышала, как из-под его ног обвалилась глыба снега. Это означало, что мы стоим на краю пропасти. Нащупав землю под ногой, я, затаив дыхание, сползла с другого бока, прижалась к животному и сама не заметила, как уснула... Не дождавшись меня после уроков, учителя отправились на поиски. Когда нашли, занесли в чей-то дом, завернули в шерстяную кошму, обтёрли снадобьями. А когда я пришла в себя, узбекские женщины протянули мне покурить ростовскую «Приму».

Голодали мы под Парижем жутко. Особенно зимой и весной. Местные жители подкармливали нас лепёшками из воды и крупно перемолотого зерна под названием «чучмек», что означает «без соли».

Юлия Синельникова
Юлия Синельникова. Фото: Из личного архива

- И как долго длилось парижское «счастье»?

- Когда по окончании учебного года мы собрались с подругой домой на каникулы, директор школы долго нас уговаривал немного подождать, чтобы отправиться в райцентр вместе с коллективом, выезжающим на общее собрание. Но мы очень торопились и ждать коллег отказались. А спустя три дня по дороге в райцентр весь коллектив школы сорвался в пропасть. В итоге в конце отпуска меня направили в другую часть Узбекистана, в Бухарскую пустыню, для работы в школе-интернате.

- И как вам удалась роль Макаренко?

- Пожалуй, именно там, среди мальчиков и девочек из неблагополучных семей разных национальностей, я поняла, что завоевать авторитет можно только своей любовью и пониманием. Среди моих подопечных был мальчик Валька Лицко, который в свои девять лет всё ещё писался. Я просыпалась ночами, чтобы научить его вставать в туалет. И вскоре ребёнок вы­здоровел. Из обижаемого сверстниками волчонка Валька превратился в одного из лучших учеников и моего верного помощника.

Я обожала этих детей. Они меня боготворили. Мы жили дружной большой семьёй. Я умудрялась выбить у руководства для них красивую одежду. Все свои кружева отдала девчонкам на платья и банты. Помню, меня отправили в райцентр за учебниками на машине. Так ребята отпросились с уроков и пошли меня встречать: боялись, что я вдруг больше не приеду.

Дети меня боготворили. Мы жили дружной большой семьёй. Я умудрялась выбить у руководства для них красивую одежду. Все свои кружева отдала девчонкам на платья и банты.

В альбомах у меня сохранилась фотография, где мы с детишками сидим на ступеньках и каждый тянет ко мне свои ручонки... Когда я уехала в Ростов, они ещё лет десять писали мне письма. Рассказывали, что когда в интернате появились новенькие, главным хитом были полуночные рассказы о Юлии Григорьевне.

Вальс под аккомпанемент дождя

- А как из педагога вы перешагнули в режиссёры?

- Меня пригласили в Даге­стан на должность замдиректора местного интерната. В ожидании должности я решила поучаствовать в конкурсе на телевидении. И неожиданно для самой себя интуитивно правильно выполнила все техзадания телевизионщиков, после чего получила должность старшего редактора молодёжного и дет­ского вещания Дагестана. Но, проработав год, вышла замуж и вернулась в Ростов. И многие годы проработала режиссёром массовых зрелищ. А теперь уже 22 года возглавляю Культурный центр ДГТУ.

- У столь эффектной женщины наверняка была масса поклонников...

- На этот вопрос могу ответить лишь словами Марины Цветаевой: «Я дань платила песнями, я дань взымала кольцами»... Меня всегда окружали талантливые, яркие и умные мужчины: Виктор Славкин, Марк Розовский, Алик Аксельрод. Многие из них были и остаются моими верными друзьями. Я и сегодня в прекрасных отношениях со своим первым супругом, с которым мы прожили счастливо девять лет.

- Недавно в Ростове отпраздновали День города. Не могу не вспомнить, что именно вы являлись родоначальником праздника - его первым сценаристом и режиссёром-постановщиком. А потом ещё на протяжении пятна­дцати лет День города Ростова проходил под патронажем Юлии Синельниковой. Какие эпизоды праздника оставили в вашей душе самые яркие воспоминания?

- Помню, как в начале 90-х на Фонтанной площади у театра Горького мы организовали конкурс байкеров. Для Ростова это был настоящий прорыв. Во избежание каких-либо инцидентов площадь плотным кольцом окружила милиция. Но ребята в форме остались без работы: шоу прошло без происшествий. Но, пожалуй, самым впечатляющим стал вальс горожан, которым мы завершали один из Дней города. Ведущий со сцены тогда обратился к зрителям: «Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожмите друг другу руки». А затем объявил вальс... И в этот момент разразился ливень. Но люди уже кружились в танце, не обращая внимания на хлещущие с неба потоки воды. И это была победа! Праздник состоялся!

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах