Жизнь этой удивительной женщины в чём-то сродни фуэте в 32 оборота. Тот же головокружительный кураж, изящество и виртуозность.
И всё же между ними есть существенное отличие: фуэте – это всегда повторяющееся движение на одном месте, что никак не свойственно похожей на вихрь Юлии Синельниковой, стремительно-непревзойдённой во всех своих начинаниях.
Юлия Синельникова. Лауреат международного и всесоюзного фестивалей, заслуженный работник культуры России.
Окончила историко-филологический факультет, отделение филологии РГУ, Московский университет искусств, отделение режиссуры, и Московский государственный театральный институт (ГИТИС) им. Луначарского.
22 года возглавляет Культурный центр ДГТУ.
«Вы знаете, как нужно аплодировать фуэте, - застаёт меня врасплох собеседница, красиво затянувшись сигарой в мундштуке, и добавляет: - Аплодируют обычно в финале».
В её изящном силуэте есть нечто сродни поэтам серебряного века - Марине Цветаевой, Анне Ахматовой. То же каре, непослушная чёлка - деталь, подмеченная самой Беллой Ахмадулиной, с которой Юлия была знакома много лет:
«Последний раз мы столкнулись с Беллой абсолютно случайно в клинике им. Фёдорова - сидели рядом в кабинете врача с закрытыми после процедур глазами. Я услышала её голос, который спутать невозможно, и спросила: «Это вы, Белла Ахатовна?» Она приоткрыла глаза и говорит: «Юля, я узнаю вас по чёлке...»
Узбекский Париж
Ирина Ароян, «АиФ на Дону»: Юлия Григорьевна, вы известны как автор и режиссёр знаменитой на весь мир «Шолоховской весны», Бессмертного полка, Дня города в Ростове. И вместе с тем вы изящная, тонкая женщина без каких-либо командных ноток. Как удавалось подчинять себе тысячи людей, стадионы? Стучали кулаком, гремели каблуками?
Юлия Синельникова: Ни в коем случае. Конечно, были творческие споры. Я всегда выслушивала коллег, но в итоге делала по-своему. На репетициях никогда не повышала голоса. Люди должны чувствовать, что я их люблю и уважаю. Завоевать авторитет можно только собственным примером и честной работой. Этот урок я усвоила много лет назад, когда по окончании филологического факультета Ростовского университета нас с подругой направили работать учителями русского языка в Узбекистан.
- Это было суровое испытание?
- Представьте себе кишлак в горном ущелье под названием Чекар-Чекур, что переводится как «крик в ночи». 2000 метров над уровнем моря. На горах террасами расположены дома. Внизу горная речка, не замерзающая даже зимой. В горе высечена дорога, на ней стоит сакля - четыре стены из самана, брёвен, веток и земли. В этот «дворец» и поселили нас с подругой. А вскоре под нашей комнатой нашли гнездо с двенадцатью ядовитыми змеями.
Ближайший райцентр назывался Фариз. Но в узбекском языке нет буквы «ф». Получался «Париж», а местных жителей мы величали парижанами. Голодали мы под Парижем жутко. Особенно зимой и весной. Местные жители подкармливали нас лепёшками из воды и крупно перемолотого зерна под названием «чучмек», что означает «без соли». На прилавках магазина были только консервированные фрукты, спички и ростовские сигареты «Прима». Там я и начала курить, когда замёрзла в горах.
В соседнем кишлаке не было учителя русского языка. И после уроков в своей школе я садилась на ведомственного ишака и по горной дороге ехала в соседнее селение.
Таких детишек, как там, я больше не видела. К русскому языку и учительнице они относились с огромной любовью и пиететом. После уроков они толпой меня провожали. Так что домой я отправлялась на том же ишаке под звучную декламацию русских стихов с узбекским акцентом.
Верхом на ишаке
- А как вы умудрились замёрзнуть в горах?
- Однажды, когда возвращалась домой, началась сильная пурга. Ишак неожиданно встал, и я услышала, как из-под его ног обвалилась глыба снега. Это означало, что мы стоим на краю пропасти. Нащупав землю под ногой, я, затаив дыхание, сползла с другого бока, прижалась к животному и сама не заметила, как уснула... Не дождавшись меня после уроков, учителя отправились на поиски. Когда нашли, занесли в чей-то дом, завернули в шерстяную кошму, обтёрли снадобьями. А когда я пришла в себя, узбекские женщины протянули мне покурить ростовскую «Приму».
Голодали мы под Парижем жутко. Особенно зимой и весной. Местные жители подкармливали нас лепёшками из воды и крупно перемолотого зерна под названием «чучмек», что означает «без соли».
- И как долго длилось парижское «счастье»?
- Когда по окончании учебного года мы собрались с подругой домой на каникулы, директор школы долго нас уговаривал немного подождать, чтобы отправиться в райцентр вместе с коллективом, выезжающим на общее собрание. Но мы очень торопились и ждать коллег отказались. А спустя три дня по дороге в райцентр весь коллектив школы сорвался в пропасть. В итоге в конце отпуска меня направили в другую часть Узбекистана, в Бухарскую пустыню, для работы в школе-интернате.
- И как вам удалась роль Макаренко?
- Пожалуй, именно там, среди мальчиков и девочек из неблагополучных семей разных национальностей, я поняла, что завоевать авторитет можно только своей любовью и пониманием. Среди моих подопечных был мальчик Валька Лицко, который в свои девять лет всё ещё писался. Я просыпалась ночами, чтобы научить его вставать в туалет. И вскоре ребёнок выздоровел. Из обижаемого сверстниками волчонка Валька превратился в одного из лучших учеников и моего верного помощника.
Я обожала этих детей. Они меня боготворили. Мы жили дружной большой семьёй. Я умудрялась выбить у руководства для них красивую одежду. Все свои кружева отдала девчонкам на платья и банты. Помню, меня отправили в райцентр за учебниками на машине. Так ребята отпросились с уроков и пошли меня встречать: боялись, что я вдруг больше не приеду.
Дети меня боготворили. Мы жили дружной большой семьёй. Я умудрялась выбить у руководства для них красивую одежду. Все свои кружева отдала девчонкам на платья и банты.
В альбомах у меня сохранилась фотография, где мы с детишками сидим на ступеньках и каждый тянет ко мне свои ручонки... Когда я уехала в Ростов, они ещё лет десять писали мне письма. Рассказывали, что когда в интернате появились новенькие, главным хитом были полуночные рассказы о Юлии Григорьевне.
Лица празднования Дня города в Ростове-на-Дону | Фотогалерея
Вальс под аккомпанемент дождя
- А как из педагога вы перешагнули в режиссёры?
- Меня пригласили в Дагестан на должность замдиректора местного интерната. В ожидании должности я решила поучаствовать в конкурсе на телевидении. И неожиданно для самой себя интуитивно правильно выполнила все техзадания телевизионщиков, после чего получила должность старшего редактора молодёжного и детского вещания Дагестана. Но, проработав год, вышла замуж и вернулась в Ростов. И многие годы проработала режиссёром массовых зрелищ. А теперь уже 22 года возглавляю Культурный центр ДГТУ.
- У столь эффектной женщины наверняка была масса поклонников...
- На этот вопрос могу ответить лишь словами Марины Цветаевой: «Я дань платила песнями, я дань взымала кольцами»... Меня всегда окружали талантливые, яркие и умные мужчины: Виктор Славкин, Марк Розовский, Алик Аксельрод. Многие из них были и остаются моими верными друзьями. Я и сегодня в прекрасных отношениях со своим первым супругом, с которым мы прожили счастливо девять лет.
- Недавно в Ростове отпраздновали День города. Не могу не вспомнить, что именно вы являлись родоначальником праздника - его первым сценаристом и режиссёром-постановщиком. А потом ещё на протяжении пятнадцати лет День города Ростова проходил под патронажем Юлии Синельниковой. Какие эпизоды праздника оставили в вашей душе самые яркие воспоминания?
- Помню, как в начале 90-х на Фонтанной площади у театра Горького мы организовали конкурс байкеров. Для Ростова это был настоящий прорыв. Во избежание каких-либо инцидентов площадь плотным кольцом окружила милиция. Но ребята в форме остались без работы: шоу прошло без происшествий. Но, пожалуй, самым впечатляющим стал вальс горожан, которым мы завершали один из Дней города. Ведущий со сцены тогда обратился к зрителям: «Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожмите друг другу руки». А затем объявил вальс... И в этот момент разразился ливень. Но люди уже кружились в танце, не обращая внимания на хлещущие с неба потоки воды. И это была победа! Праздник состоялся!