Вот уже два месяца в Ростове-на-Дону тариф в городских автобусах разный. Когда пассажир платит наличные, проезд стоит 24 рубля. Оплата транспортной картой на 4 рубля дешевле.
Почем фунт лиха
Попробуем подвести итоги нововведения. Если резюмировать ситуацию коротко: хэппи-энда пока не случилось. Вопросы и претензии есть у всех. Пассажиры недовольны тем, что валидаторов для транспортных карт в маршрутках нет. Значит 24 рубля нужно выложить за проезд в разваливающихся на ходу, грязных «автобусах малой вместительности». В интернете идёт сбор подписей под петицией с требованием привести в порядок общественный транспорт. Тариф 20 рублей при безналичном расчёте должен быть установлен, в том числе, и в маршрутках.
Водители тех самых, разваливающихся, маршруток повышенному на 5 рублей тарифу тоже радовались недолго. По их словам, сверхдоходов у них не появилось – хозяева подняли сумму обязательной дневной выручки с трёх до пяти тысяч рублей.
Может быть, работающим цивилизованно автотранспортным предприятиям стало лучше? Похоже, что нет. У них тоже остались вопросы. Например: какой из тарифов считать экономически обоснованным? Маловероятно, что это 20 рублей. Если же экономически обоснованным считать тариф 24 рубля – тогда почему перевозчикам не компенсируют разницу за пассажиров, оплачивающих свой проезд ниже этого? Ведь такая компенсация положена по закону. Подорожание проезда всего на 1 рубль, по сути, ставит крест на рентабельности услуг законопослушных АТП. Особенно если учесть, что 85 копеек из этого рубля транспортники отдают агентству развития платежной системы (АРПС) за обслуживание.
Победить чудовище
Сегодня, в зависимости от транспортной компании, безналично за проезд платят от 10 до 20% пассажиров.
Транспортные компании представили свои расчёты экономически обоснованного тарифа. Это выше 30 рублей. Но это не говорит о том, что предлагается переложить всю тяжесть расходов на пассажира. Учитывая платежеспособность населения, администрация вправе установить тариф на проезд в городском транспорте ниже обоснованного. Но и пассажироперевозчик не должен при этом быть крайним. Мы все налогоплательщики - и пассажиры, и транспортные предприятия. Из денег АТП, в том числе, формируются бюджетные средства.
Главное же, чего давно ждут добросовестные участники рынка пассажирских перевозок – установление чётких правил игры, одинаковых для всех. В идеале принцип такой: муниципалитет объявляет тендер на перевозки по фиксированному тарифу и заранее известному маршруту. Он же, как заказчик, выбирает тип вместимости автобусов, в зависимости от пассажиропотока, составляет расписание. Выручку собирают через электронные платежи – банковские карты и валидаторы. Далее идут учёт и контроль. На основании данных ГЛОНАСС контролируется работа перевозчиков: соблюдение маршрута, расписания, правил ПДД, уплата налогов и т.д.
Запрещать кого-то из перевозчиков тогда не придётся: рынок сам всё отрегулирует – недобросовестные игроки вынуждены будут уйти. Система придёт в экономически нормальное состояние. А общественный транспорт перестанет быть городским чудовищем и позором.
Деньги любят счет
Что касается пассажиров, их больше волнует вопрос: будут ли устанавливать валидаторы для ТК в маршрутках? Ведь не у всех есть возможность ездить на большегабаритном общественном транспорте – в некоторые районы города он просто не ходит.
- Мы ведём переговоры с транспортными компаниями, чтобы установить у них валидаторы. Три компании уже согласились. Пока система будет работать в тестовом режиме, - рассказал заместитель генерального директора АРПС Алексей Торицын. – Кроме того, мы планово меняем старые валидаторы на технику нового образца. Такой валидатор будет считывать не только транспортные карты, но и банковские.
Причём, обслуживаться будут карты любых банков. С одним из крупных банков мы уже договорились. Дифференцированной оплаты проезда при этом не будет – стоимость останется такой же, как при расчётах наличными деньгами – 24 рубля.
Для того, чтобы цена при оплате ТК была ниже, по аналогии с автобусами, нужны изменения в законе.
Сама по себе безналичная оплата проезда - явление положительное. Это выгодно и удобно. Пассажир экономит деньги и время. Перевозчики могут контролировать выручку.
Что касается власти, то и ей это тоже выгодно - система безналичных расчётов объективно показывает пассажиропоток: сколько простых, а сколько льготных пассажиров реально перевез тот или иной автобус на конкретном маршруте. Сколько составила выручка. От этого зависит не только сумма бюджетныхсредств, которые поступят в городскую казну. Но и деньги, которые из этой казны уйдут – в виде тех же дотаций перевозчикам. Например, за перевозку льготников.
Нарушен ли закон?
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, законно ли введение разной платы за проезд в транспорте при расчётах безналично (по транспортной карте дешевле) и наличными деньгами (дороже)?
Анна Гришина, Ростов-на-Дону
Ответ на этот вопрос не так прост, как это может показаться на первый взгляд.
С одной стороны, п. 4 ст. 16.1, Закона РФ «О защите прав потребителей» однозначен: «При оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчётов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов».
С другой стороны, стоимость проезда в общественном транспорте определяет администрация муниципального образования и местные депутаты согласно региональному закону.
То есть, закон «О защите прав потребителей» автотранспортное предприятие, предоставляющее услугу, если и нарушает, то не по своей воле.

Но этот закон не регулирует отношения связанные с принятием местными властями платы за проезд.
Он регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Следовательно, применение п.4 ст. 16.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» в данном случае будет некорректным – ведь ни продавцом, ни импортёром, ни исполнителем услуги местная администрация не является.
Но не все юристы считают ситуацию безнадёжной.
- Это хороший вопрос, - говорит адвокат Алла Елисеева.
- Можно попробовать в судебном порядке признать акт муниципалитета в этой части незаконным.
Срок обжалования три месяца.
Куда жаловаться, если требуют оплатить проезд при неработающем валидаторе?
Ростовчане смогут не платить за проезд при неработающем валидаторе
Что мешает установить валидаторы на маршрутных такси Ростова?