Примерное время чтения: 7 минут
855

Гладко было на бумаге. Проезд подорожал, хэппи-энд не случился

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. "АиФ на Дону" 15/11/2017
Юлия Лобахина / АиФ

Вот уже два месяца в Ростове-на-Дону тариф в городских автобусах разный. Когда пассажир платит наличные, проезд стоит 24 рубля. Оплата транспортной картой на 4 рубля дешевле.

Почем фунт лиха

Попробуем подвести итоги нововведения. Если резюмировать ситуацию коротко: хэппи-энда пока не случилось. Вопросы и претензии есть у всех. Пассажиры недовольны тем, что валидаторов для транспортных карт в маршрутках нет. Значит 24 рубля нужно выложить за проезд в разваливающихся на ходу, грязных «автобусах малой вместительности». В интернете идёт сбор подписей под петицией с требованием привести в порядок общественный транспорт. Тариф 20 рублей при безналичном расчёте должен быть установлен, в том числе, и в маршрутках.

Водители тех самых, разваливающихся, маршруток повышенному на 5 рублей тарифу тоже радовались недолго. По их словам, сверхдоходов у них не появилось – хозяева подняли сумму обязательной дневной выручки с трёх до пяти тысяч рублей.

Может быть, работающим цивилизованно автотранспортным предприятиям стало лучше? Похоже, что нет. У них тоже остались вопросы. Например: какой из тарифов считать экономически обоснованным?  Маловероятно, что это 20 рублей. Если же экономически обоснованным считать тариф 24 рубля – тогда почему перевозчикам не компенсируют разницу за пассажиров, оплачивающих свой проезд ниже этого? Ведь такая компенсация положена по закону. Подорожание проезда всего на 1 рубль, по сути, ставит крест на рентабельности услуг  законопослушных АТП. Особенно если учесть, что 85 копеек из этого рубля транспортники отдают агентству развития платежной системы (АРПС) за обслуживание.

Победить чудовище


Сегодня, в зависимости от транспортной компании, безналично за проезд платят от 10 до 20% пассажиров.

Транспортные компании представили свои расчёты экономически обоснованного тарифа. Это выше 30 рублей. Но это не говорит о том, что предлагается переложить всю тяжесть расходов на пассажира. Учитывая платежеспособность населения, администрация вправе установить тариф на проезд в городском транспорте ниже обоснованного. Но и пассажироперевозчик не должен при этом быть крайним. Мы все налогоплательщики - и пассажиры, и транспортные предприятия. Из денег АТП, в том числе, формируются бюджетные средства.

Главное же, чего давно ждут добросовестные участники рынка пассажирских перевозок  – установление чётких правил игры, одинаковых для всех. В идеале принцип такой: муниципалитет объявляет тендер на перевозки по фиксированному тарифу и заранее известному маршруту. Он же, как заказчик, выбирает тип вместимости автобусов, в зависимости от пассажиропотока, составляет расписание. Выручку собирают через электронные платежи – банковские карты и валидаторы. Далее идут учёт и контроль. На основании данных ГЛОНАСС контролируется работа перевозчиков: соблюдение маршрута, расписания, правил ПДД, уплата налогов и т.д.

Запрещать кого-то из перевозчиков тогда не придётся: рынок сам всё отрегулирует – недобросовестные игроки вынуждены будут уйти. Система придёт в экономически нормальное состояние. А общественный транспорт перестанет быть городским чудовищем и позором.

Деньги любят счет

Что касается пассажиров, их больше волнует вопрос: будут ли устанавливать валидаторы для ТК в маршрутках? Ведь не у всех есть возможность ездить на большегабаритном общественном транспорте – в некоторые районы города он просто не ходит.

Заместитель генерального директора АРПС Алексей Торицын.

- Мы ведём переговоры с транспортными компаниями, чтобы установить у них валидаторы. Три компании уже согласились. Пока система будет работать в тестовом режиме, - рассказал заместитель генерального директора АРПС Алексей Торицын. – Кроме того, мы планово меняем старые валидаторы на технику нового образца. Такой валидатор будет считывать не только транспортные карты, но и банковские.

Причём, обслуживаться будут карты любых банков. С одним из крупных банков мы уже договорились.  Дифференцированной оплаты проезда при этом не будет – стоимость останется такой же, как при расчётах наличными деньгами – 24 рубля.

Для того, чтобы цена  при оплате ТК была ниже, по аналогии с автобусами, нужны изменения в законе.

Сама по себе безналичная оплата проезда - явление положительное. Это  выгодно и  удобно. Пассажир экономит деньги и время. Перевозчики могут контролировать выручку.

Что касается власти, то и ей это тоже выгодно - система безналичных расчётов объективно показывает пассажиропоток: сколько простых, а сколько льготных пассажиров реально перевез тот или иной автобус на конкретном маршруте. Сколько составила  выручка. От этого зависит не только сумма бюджетныхсредств, которые поступят в городскую казну. Но и деньги, которые из этой казны уйдут – в виде тех же дотаций перевозчикам. Например, за перевозку льготников.

Нарушен ли закон?

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, законно ли введение разной платы за проезд в транспорте при расчётах безналично (по транспортной карте дешевле)  и наличными деньгами (дороже)?

Анна Гришина, Ростов-на-Дону

Ответ на этот вопрос не так прост, как это может показаться на первый взгляд.

С одной стороны, п. 4 ст. 16.1, Закона РФ «О защите прав потребителей» однозначен: «При оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчётов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов».

С другой стороны, стоимость проезда в общественном транспорте определяет администрация муниципального образования и местные депутаты согласно региональному закону.

То есть, закон «О защите прав потребителей» автотранспортное предприятие, предоставляющее услугу, если и нарушает, то не по своей воле.

Адвокат Алла Елисеева
 

Но этот закон не регулирует отношения связанные с принятием местными властями платы за проезд.

Он регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Следовательно, применение п.4 ст. 16.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» в данном случае будет некорректным – ведь ни продавцом, ни импортёром, ни исполнителем услуги местная администрация не является.

Но не все юристы считают ситуацию безнадёжной.

- Это хороший вопрос, - говорит адвокат Алла Елисеева.

- Можно попробовать в судебном порядке признать акт муниципалитета в этой части незаконным.

Срок обжалования три месяца.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах