Вот уже два месяца в Ростове-на-Дону тариф в городских автобусах разный. Когда пассажир платит наличные, проезд стоит 24 рубля. Оплата транспортной картой на 4 рубля дешевле.
Почем фунт лиха
Попробуем подвести итоги нововведения. Если резюмировать ситуацию коротко: хэппи-энда пока не случилось. Вопросы и претензии есть у всех. Пассажиры недовольны тем, что валидаторов для транспортных карт в маршрутках нет. Значит 24 рубля нужно выложить за проезд в разваливающихся на ходу, грязных «автобусах малой вместительности». В интернете идёт сбор подписей под петицией с требованием привести в порядок общественный транспорт. Тариф 20 рублей при безналичном расчёте должен быть установлен, в том числе, и в маршрутках.
Водители тех самых, разваливающихся, маршруток повышенному на 5 рублей тарифу тоже радовались недолго. По их словам, сверхдоходов у них не появилось – хозяева подняли сумму обязательной дневной выручки с трёх до пяти тысяч рублей.
Может быть, работающим цивилизованно автотранспортным предприятиям стало лучше? Похоже, что нет. У них тоже остались вопросы. Например: какой из тарифов считать экономически обоснованным? Маловероятно, что это 20 рублей. Если же экономически обоснованным считать тариф 24 рубля – тогда почему перевозчикам не компенсируют разницу за пассажиров, оплачивающих свой проезд ниже этого? Ведь такая компенсация положена по закону. Подорожание проезда всего на 1 рубль, по сути, ставит крест на рентабельности услуг законопослушных АТП. Особенно если учесть, что 85 копеек из этого рубля транспортники отдают агентству развития платежной системы (АРПС) за обслуживание.
Победить чудовище
Сегодня, в зависимости от транспортной компании, безналично за проезд платят от 10 до 20% пассажиров.
Транспортные компании представили свои расчёты экономически обоснованного тарифа. Это выше 30 рублей. Но это не говорит о том, что предлагается переложить всю тяжесть расходов на пассажира. Учитывая платежеспособность населения, администрация вправе установить тариф на проезд в городском транспорте ниже обоснованного. Но и пассажироперевозчик не должен при этом быть крайним. Мы все налогоплательщики - и пассажиры, и транспортные предприятия. Из денег АТП, в том числе, формируются бюджетные средства.
Главное же, чего давно ждут добросовестные участники рынка пассажирских перевозок – установление чётких правил игры, одинаковых для всех. В идеале принцип такой: муниципалитет объявляет тендер на перевозки по фиксированному тарифу и заранее известному маршруту. Он же, как заказчик, выбирает тип вместимости автобусов, в зависимости от пассажиропотока, составляет расписание. Выручку собирают через электронные платежи – банковские карты и валидаторы. Далее идут учёт и контроль. На основании данных ГЛОНАСС контролируется работа перевозчиков: соблюдение маршрута, расписания, правил ПДД, уплата налогов и т.д.
Запрещать кого-то из перевозчиков тогда не придётся: рынок сам всё отрегулирует – недобросовестные игроки вынуждены будут уйти. Система придёт в экономически нормальное состояние. А общественный транспорт перестанет быть городским чудовищем и позором.
Деньги любят счет
Что касается пассажиров, их больше волнует вопрос: будут ли устанавливать валидаторы для ТК в маршрутках? Ведь не у всех есть возможность ездить на большегабаритном общественном транспорте – в некоторые районы города он просто не ходит.
- Мы ведём переговоры с транспортными компаниями, чтобы установить у них валидаторы. Три компании уже согласились. Пока система будет работать в тестовом режиме, - рассказал заместитель генерального директора АРПС Алексей Торицын. – Кроме того, мы планово меняем старые валидаторы на технику нового образца. Такой валидатор будет считывать не только транспортные карты, но и банковские.
Причём, обслуживаться будут карты любых банков. С одним из крупных банков мы уже договорились. Дифференцированной оплаты проезда при этом не будет – стоимость останется такой же, как при расчётах наличными деньгами – 24 рубля.
Для того, чтобы цена при оплате ТК была ниже, по аналогии с автобусами, нужны изменения в законе.
Сама по себе безналичная оплата проезда - явление положительное. Это выгодно и удобно. Пассажир экономит деньги и время. Перевозчики могут контролировать выручку.
Что касается власти, то и ей это тоже выгодно - система безналичных расчётов объективно показывает пассажиропоток: сколько простых, а сколько льготных пассажиров реально перевез тот или иной автобус на конкретном маршруте. Сколько составила выручка. От этого зависит не только сумма бюджетныхсредств, которые поступят в городскую казну. Но и деньги, которые из этой казны уйдут – в виде тех же дотаций перевозчикам. Например, за перевозку льготников.
Нарушен ли закон?
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, законно ли введение разной платы за проезд в транспорте при расчётах безналично (по транспортной карте дешевле) и наличными деньгами (дороже)?
Анна Гришина, Ростов-на-Дону
Ответ на этот вопрос не так прост, как это может показаться на первый взгляд.
С одной стороны, п. 4 ст. 16.1, Закона РФ «О защите прав потребителей» однозначен: «При оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчётов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов».
С другой стороны, стоимость проезда в общественном транспорте определяет администрация муниципального образования и местные депутаты согласно региональному закону.
То есть, закон «О защите прав потребителей» автотранспортное предприятие, предоставляющее услугу, если и нарушает, то не по своей воле.
Но этот закон не регулирует отношения связанные с принятием местными властями платы за проезд.
Он регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Следовательно, применение п.4 ст. 16.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» в данном случае будет некорректным – ведь ни продавцом, ни импортёром, ни исполнителем услуги местная администрация не является.
Но не все юристы считают ситуацию безнадёжной.
- Это хороший вопрос, - говорит адвокат Алла Елисеева.
- Можно попробовать в судебном порядке признать акт муниципалитета в этой части незаконным.
Срок обжалования три месяца.