Власти донской столицы анонсировали, что в первой декаде августа в городских автобусах поднимется плата за проезд.
Она составит 23 рубля при использовании безналичной системы (вместо 20 рублей) и 26 рублей – наличными (вместо 24 рублей).
Насколько обоснован рост тарифа, выяснили «АиФ на Дону».
Стоимость проезда в соседних областных центрах:
Краснодар – 28 рублей независимо от способа оплаты;
Волгоград – 25 рублей наличными, 20 рублей по «безналу»;
Воронеж – 17 рублей независимо от способа оплаты.
Вынужденная мера
В прошлый раз размер платы за проезд в ростовских автобусах менялся почти два года назад - в октябре 2017 года. Как рассказали в городской администрации, с тех пор значительно выросли затраты перевозчиков.
«Рост тарифа - мера вынужденная. Основная статья затрат - рост стоимости топлива, - рассказал директор департамента транспорта Христофор Ермашов. - В 2017 году оно в среднем стоило 33,5 рубля, а сейчас 46,55 рубля. Стоимость материалов и запасных частей возросла на 51%, коммунальных платежей - на 18%, электроэнергии - на 21%, воды и стоков - на 6,5%, а амортизационные расходы из-за обновления подвижного состава увеличились в 5,3 раза. Повлиял и рост НДС с 18 до 20%. Несмотря на то, что на транспортные услуги он отсутствует, перевозчики всё равно закупают товары, работы и услуги».
По словам чиновника, инициирование роста тарифов - дело именно самих транспортных предприятий, а не администрации. Однако за последние годы коммерческие перевозчики смогли обосновать свои расходы для изменения тарифа только дважды. В остальных случаях за основу брались документы муниципальной компании «МТК Ростовпассажиртранс».
В этот раз перевозчик представил документы с обоснованием тарифа в 36,78 рубля. После проверки департаментом экономики расчётный тариф был снижен до 24,48 рубля.
«Мы вышли на тарифное меню - 23 рубля при использовании безналичной системы оплаты проезда и 26 рублей - наличными. Рост составит 15% и 9% соответственно», - отметил директор департамента транспорта. При этом новый тариф будет действовать во всех автобусах независимо от их класса - как в больших, так и в маленьких.
По словам Христофора Ермашова, сделать больший разрыв между способами оплаты сейчас невозможно из-за методики расчёта. При этом наличие работающего терминала в транспорте Ростова обязательно. Если терминал не работает, то неисправным считается всё транспортное средство.
Льготы сохраняются
В ростовском транспорте сохраняются льготы для пенсионеров, не имеющих других льгот, а также для школьников и учащихся профессиональных училищ-лицеев, находящихся на территории донской столицы. Они будут, как и прежде, платить полстоимости проезда - 11,5 рубля. Тарифы в трамваях и троллейбусах останутся на прежнем уровне - 17 рублей. При этом экономически обоснованный тариф составляет 34,5 рубля и 25,5 рубля соответственно. Разницу в стоимости перевозчику МУП «Ростовская транспортная компания» компенсирует муниципальный бюджет.
«Это стимулирует развитие электротранспорта и позволяет сохранять тариф на прежнем уровне», - пояснил Христофор Ермашов.
Комментарий
Ситуацию комментирует руководитель информационного портала «Ростов Транспорт» Игорь Негодаев:
«Повышение тарифа на проезд в автобусах - мера вынужденная: недавние закупки новой техники, дооборудование её и т.п. сильно ударили по экономическому состоянию перевозчиков.
Насколько мне известно, даже лизинговые компании подписывали договоры с перевозчиками крайне неохотно и только в расчёте на повышение тарифа. Кроме того, растёт стоимость ГСМ. На автобусы на газомоторном топливе это влияет в меньшей степени, но влияет всё равно.
Неудачным видится решение по сокращению тарифной разницы между оплатой за наличные деньги и по «безналу». Чуть ли не единственный способ сделать «безнал» популярным - это увеличивать эту разницу, а не уменьшать.
В Москве, например, эта разница составляет 17 рублей (55 руб. - разовый билет и 38 руб. - по транспортной карте). «Безнал» - это прозрачность финансовых потоков и все вытекающие из этого последствия».