Студент Ростовского государственного строительного университета Максим Сычёв был убит 22 ноября в парке неподалёку от вузовского общежития.
Как установило следствие, один из соучеников Сычёва, приехавший из Ингушетии, позвал его в парк, испытывая к тому "стойкую личную неприязнь". Применив борцовский приём, кавказец бросил Максима на землю, отчего тот ударился головой. В тот же день Сычёв с тяжелой черепно-мозговой травмой был госпитализирован и вскоре скончался.
Спустя две недели новость попала в ростовский Интернет. Форумы сразу же наполнились гневными сообщениями. Итогом стало принятое блоггерами решение провести митинг памяти Максима Сычёва. Ростовчан призвали прийти 12 декабря к общежитию, чтобы зажечь на месте гибели студента поминальные свечи.
Парка стало мало
О том, что митинг памяти - всего лишь повод, а на деле проблема гораздо шире и именно её нужно обсуждать и решать, заявлялось открыто. Возлагая цветы к портрету Максима Сычёва, собравшиеся говорили о том, что конфликты с кавказцами у студентов возникают регулярно, что те ведут себя задиристо и не уважают местных обычаев. Однако больше всего вопросов адресовалось руководству вуза. Конфликт между Сычёвым и кавказцем назревал давно, почему же в общежитии и деканате на это не обратили внимания? Как вышло, что убийство произошло фактически в двух шагах от общежития под объективами видеокамер, но охрана этого не заметила?
Тем временем обстановка накалялась. Участники митинга, у большинства которых лица были закрыты масками, вскидывая руки, начали скандировать "Ростов - русский город!" С примирительной речью попытался выступить председатель комитета по молодёжной политике Сергей Чуев, однако вскоре понял, что перекричать толпу не удастся. Румяного молодого казака, который пытался говорить о толерантности и решающей роли казачества в охране порядка, и вовсе освистали. Наконец кто-то крикнул, что нужно пройти маршем по Большой Садовой, показав тем самым, что русские едины. Повторяя лозунг "Один за всех, и все за одного", тысяча митингующих двинулась к центру.
Требования к власти
Марш завершился на Театральной площади. Там с манифестантами встретились представители областной админист.рации и донского ГУВД. Митингующие передали им лист с наскоро составленными требованиями: провести открытый суд над убийцами Максима Сычёва, привлечь к уголовной ответственности коменданта общежития и ректора РГСУ, ограничить количество "целевых" мест для абитуриентов с Кавказа, не препятствовать созданию русских дружин самообороны и наконец признать публичное исполнение лезгинки на улицах Ростова нарушением общественного порядка. Власти обещали подумать.
Впрочем, о результатах акции можно судить уже сейчас. Во-первых, впервые открыто было заявлено о том, что в традиционно многонациональном Ростове проблема межэтнических отношений не просто существует - она обострилась как никогда. При этом сами власти готовы к диалогу. Признаком можно считать хотя бы то, что ни один из участников несанкционированного марша, парализовавшего центр города, не был задержан милицией. Во-вторых, объединённая Интернетом молодёжь показала себя реальной силой, способной собрать тысячи человек и выдвинуть требования, к которым будут вынуждены прислушиваться. По некоторым данным, в РГСУ уже составлен список особо прогуливающих занятия и нарушающих дисциплину студентов с Кавказа - всем им грозит отчисление. Подозреваемый в убийстве Максима Сычёва задержан и находится в камере. Возникает лишь один вопрос: случилось бы всё это, не попади новость об убийстве студента на форумы?
Александр Ключников. Фото автора