Примерное время чтения: 8 минут
71

Претерпел - значит, обрёл

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41 13/10/2010

Так считают монахи деревенской обители

...Бородатым водителем старых "Жигулей", подъехавших к кашарской автостанции, оказался отец Софроний - наместник расположившегося чуть севернее Кашар, в селе Верхне-Макеевка, Свято-Покровского мужского монастыря.

Когда мы только собирались в Макеевку, в Ростовской епархии Русской Православной Церкви предупредили: мол, если надеетесь увидеть там что-то сверхособенное, напрасно проездите... Дескать, условия в Верхне-Макеевском монастыре очень скромные, он в настоящей глубинке. Хотя и свои богатства там есть: это и криница - родник, у которого являлась Богородица; и очень старый, ещё деревянный, намоленный храм.

...Монастырское подворье встретило тёмными силуэтами строений и сгущающимися сумерками. Как оказалось, незадолго в обители отключился свет. И первое, что бросилось в глаза, - молодой монах деловито поправляет что-то в висящих на стене электрощитках.

- Отец Тихон, так будет у нас сегодня свет? - расстроенно обратился к нему наместник.

- А как же, - уверенно отозвался тот. - Всё поправлю. Минут через 15 свет включится.

Откуда у отца Тихона навыки устранять эти неполадки, возиться с оголёнными проводами, позже, когда мы с отцом Софронием прошли внутрь тёмного монастырского корпуса, поинтересовалась я. "А пойдёмте, у него и спросим", - предложил настоятель. Повернулся, торопливо вышел во двор.

- Отец Тихон, ты что оканчивал? - обратился он к копающемуся в проводах парню.

- РИИЖТ, я инженер-электрик, - поднял голову тот. - А теперь учусь в православном Свято-Тихоновском университете.

Минут 10 спустя свет в монастыре зажёгся.

Другой мир

Самый молодой из трёх донских монастырей, Свято-Покровский, тем не менее, имеет свою любопытную историю. Его деревянная церковь (сейчас, к слову, являющаяся самым большим деревянным храмом на Дону) была возведена ещё в конце 18-го века. По преданию, помещику и казачьему полковнику Василию Иловайскому, владевшему землями в здешних краях, во сне явилась Богородица. Она и указала, что здесь, в излучине речки Ольховки, и должна вырасти церковь. В советские годы красивый, добротно построенный храм уцелел потому, что оказался подходящим помещением для школьного спортзала. Приводить храм в порядок стали в конце 80-х годов. А в середине 90-х сюда приехали несколько монахов, создали скит.

- Скиты, отдалённые монастыри нужны, чтобы в окрестностях не размножалось зло, - задумчиво говорит отец Софроний.

В 2004-м владыка Пантелеимон освятил источник, располагающийся в полукилометре от нынешнего монастыря, а вскоре благословил и преобразование скита в монастырь.

...Братьев здесь много никогда не было, сейчас их семеро. У пятерых за спиной высшее светское образование. К примеру, сам наместник - выпускник Новочеркасского инженерно-мелиоративного института. Много лет фермерствовал. Дело шло, но...

- Божьи чудеса - они ж тихие, - говорит он. - Я был неверующим человеком, понимаете? Пил, курил, матюкался. Подтолкнул к размышлениям такой случай. Мы с другом решили на Рождество пойти в храм в станице Нижне-Кундрюченской. Его тогда только начали восстанавливать, отопления не было, внутри холодина. А у меня с молодости обморожены ноги. И вот через пару минут понимаю: ног не чувствую. Ну решил ещё буквально минутку постоять и... забыл о ногах. Семичасовая служба закончилась, я всполошился: а ноги? И не поверил себе: они аж горячие. Больше того. С тех пор до позд.ней осени и с ранней весны хожу в босоножках - и ни дискомфорта, ни простуд.

Старейший в монастыре отец Ираклий - кандидат технических наук, четверть века проработал в нескольких ростовских НИИ. Отец Алим - выпускник физфака Ростовского университета... И т.д. Почему ушли в монастырь? Один из братьев - из глубоко верующей семьи; у второго отец при невыясненных обстоятельствах погиб, легче парню стало только здесь. Отцу Викентию сейчас 34, но он один из здешних старожилов. Принял по.стриг 20-летним. Рассказывает, что жил в Вёшенской, в 90-х годах зарабатывал торговлей. Бизнес пошёл в гору:

- Но у меня от этих удач не было ни радости, ни удовольствия. А потом из ночи в ночь стал сниться незнакомый храм...

Кто-то из друзей рассказал о Макеевском ските - он сюда приехал. И увидел на пригорке тот самый, деревянный, снившийся ему столько раз храм.

Ни ТВ, ни Инета

В том, что быт в обители скромен, убеждаешься быстро. Вообще женщине находиться на монастырском подворье можно, лишь если она паломница. Паломникам отводят специальную комнату. Но я приехала накануне праздника - Рождества пресвятой Богородицы, гостевая комната была уже занята. Потому переночевать пустили в пустующую келью. Та оказалась... маленькой комнатой с кроватью, небольшим письменным столом, стулом, шкафом для одежды и двумя книжными полками. С одной из полок "смотрела" картонка с любимой многими и в миру молитвой оптинских старцев: "Господи! Дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить. Дай мне мужество изменить то, что я могу. И дай мне мудрость отличить одно от другого. Аминь!"

Что до других условий, они ещё проще: на монастырь один санузел, телевизора нет, компьютер один, и тот в келье у настоятеля.

- Пользуемся ли мы Интернетом? - переспрашивает отец Софроний. - Ну разве только я иногда просматриваю электронную почту. Интернет, вы сами понимаете, для монаха плохо.

Трапез в монастыре две - обед и ужин. Меню последнего в тот вечер составляла варёная рыба (рыба в монастыре - не в каждый непостный день, обычно только по праздникам и в воскресенье), рис, творожные шарики и компот. Главная запоминающаяся мирскому человеку особенность монастырских трапез - здесь никогда не едят мяса. Отсюда новые варианты привычных блюд. Так, на другой день, в Рождество Богородицы, в монастыре не только наварили ухи, нажарили толстолобика, но и нарезали оливье. Правда, вместо колбасы накрошили туда шпрот.

... День Рождества Богородицы принёс, помимо прочего, живое обсуждение на подворье проповеди, с которой наместник после службы обратился к прихожанам (на службу ходят местные жители). Речь зашла и впрямь о волнующем: почему порой Бог словно не слышит того, о чём его просишь? Игумен советовал не отчаиваться, молиться, ждать: "Представьте, что взяли в руку 3-литровую банку и поднесли её под кран. Образно говоря, банка - мера, которую Господь назначает человеку потерпеть. Чем банка полнее, тем тяжелее держать. Но если перетерпишь, получишь желаемое".

- Батюшка, а почему ж Бог сразу не помогает? - недоумевала одна из прихожанок.

- Сразу Бог не исполняет просьбу, ибо человек не ценит то, что даётся легко, - ответил он. - Да и он должен доказать, что хочет того, о чём просит.

О воде и не только

... - Я всех приезжающих предупреждаю: наберите воды из нашего источника, - наставительно говорил мне отец Ираклий, сидя на лавке у трапезной. - Вот вы на роднике были. А воды почему не набрали?

На воде из источника в монастыре готовят пищу. Отец Ираклий пьёт её по стакану-два в день и ратует за то, чтобы так же поступали и другие братья. Каких-то научно доказанных чудес от использования этой воды не зафиксировано. Но в монастыре перечисляют случаи, когда она помогала. К примеру, месяц назад в обители наняли плотника отремонтировать старые оконные рамы. Тот привёл помощника. В сумерках парень, стоя на козлах, оступился, упал. Нога отекла. Врачи настаивали на операции.

- А я плотнику сказал: "Игорь, омой Ивану ногу нашей водой, намочи в ней полотенца и наложи компрессы", - говорит отец Ираклий. - Плотник тот, вообще говоря, человек неверующий. Но послушался. Вечером звонит: "Отец Ираклий! Не может того быть, но помогло! У него нога была как тумба! За день всё прошло!"

Особенность этого деревенского монастыря и в том, что требы - крещение, отпевание, молебны здесь бесплатны.

- Не потому, что мы какие-то герои, - оговариваются братья. - Просто вышли с такой инициативой к владыке. Он благословил. Некоторым жителям просто нечем платить, а ребёнка крестить надо.

Живёт обитель на самоокупаемости.

- Вот сегодня откроем церковную кружку - может, за службу 1200 рублей собрали, - говорит отец Софроний, закрывая двери храма и спускаясь по ступенькам. - Так это праздник. А в рядовой день много меньше. На эти деньги поеду бензина куплю, рыбы братьям. На будущее нет ничего. Но мы молимся. И словно из ниоткуда получаем. Например, чтоб наладить отопление в храме, нам надо было 100 тысяч рублей. Вдруг приехали благодетели, которых мы не знаем... Пожертвовали эти 100 тысяч.

По-хорошему, в храме надо привести в порядок гниющие старые полы, утеплить потолки. Денег на это не хватает. "Какую-то копейку, - говорят здесь, - зарабатываем и тем, что сдаём молоко". Монахи держат 8 коров, молоко возят скупщикам на своих же лошадях, ещё есть птичник с сотней кур.

- Хотя, конечно, губят в России на корню сельское хозяйство! - с горечью машет рукой отец Ираклий. - Молоко всё лето принимали по 5 рублей за литр...

Но это, как говорится, уже другая история.

Виктория ГОЛОВКО

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно