Ущерб от огня уже превысил 37 млн рублей
Ростовская область вошла в список регионов, где ситуация с лесными пожарами признана наиболее тревожной. И хотя масштабы ЧП несравнимы с теми, что пережили области Центральной России, специалисты не уверены, что худшее уже позади.
Нынешние пожары не идут ни в какое сравнение с тем, что бывало в прежние годы. Возгораний стало меньше, однако мощность огромна: только с начала лета в огне уже погибло более полутора тысяч гектаров донских лесов - втрое больше, чем в пришлом году. И главное: как выясняется, списывать проблему пожаров на одну лишь жаркую погоду было бы неправильно.
Проход закрыт
Пожарные констатируют: причиной практически всех крупных лесных пожаров стало неосторожное обращение с огнём. Лесники уже призвали жителей Дона на время отказаться от походов на шашлыки в рощи: в такую жару достаточно одного уголька с кострища, чтобы запылало всё вокруг. В ряде районов области, где было объявлено о введении режима чрезвычайной ситуации, пошли ещё дальше, установив на дорогах посты и перекрыв для посторонних въезды в лесные массивы. Однако даже эти меры не гарантируют полной защиты. Примеры тому уже есть: в июле прошлого года в Каменском районе из окна проезжающей по шоссе машины кто-то выбросил на обочину непогашенный окурок. В результате сгорело 15 гектаров леса.
Удивительно, но находятся даже те, кто специально устраивает поджоги. На минувшей неделе в Константиновском районе в течение двух часов горел остров Лучка, к счастью необитаемый. Оказалось, что траву от нечего делать подожгли приплывшие на остров подростки - сейчас ими занимается милиция.
Возникает вопрос: что в таком случае делают лесники, чья задача как раз и заключается в том, чтобы в лесах не разжигали костров, а если уж полыхнуло, сразу находить очаг пожара, пока огонь не охватил всё вокруг?
Брошенные богатства
- Заниматься этим просто некому, - констатирует директор Департамента лесного хозяйства Ростовской области Алексей Моисеенко. - После того, как был принят новый Лесной кодекс, охрану ликвидировали. Прежде у нас работали 408 инспекторов, которые ежедневно обходили свои участки и мимо их глаз не проходило ничего - ни пожары, ни браконьеры. А теперь работает всего 68 мастеров участков. У них есть автомобили, связь, но ведь живого человека ничто не заменит. В последние годы мы создали в лесах специальную систему видеомониторинга. Камеры способны засечь дым за десятки километров, но ведь до места пожара ещё нужно доехать, а это потеря времени. К тому же главное в нашей работе не борьба с чрезвычайными ситуациями, а их профилактика. В прежние времена инспектор, увидев, что на его участке кто-то разжигает костёр, моментально бы вмешался. А теперь просто некому: не хватает людей.
Сейчас, как пояснил Алексей Моисеенко, лесники уже выступили с предложением. Предлагается увеличить штат низового звена лесничих на 150 - 200 человек. "Кадры найдутся, наши бывшие сотрудники только ждут, чтобы опять вернуться на работу", - пояснил директор департамента. Пока же донские власти приняли решение выделить 127 миллионов рублей на покупку противопожарной техники. Вопрос о профилактической работе остаётся нерешённым.
Александр Ключников