Примерное время чтения: 7 минут
255

"Я нью-йоркская ростовчанка"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23 03/06/2009

Как донская казачка покорила Америку

В декабре 1999-го случился скандал: во время гастролей в США почти половина Ростовского ансамбля донских казаков отказались возвращаться домой. Причины у такого решения были вовсе не политические: артисты заявили, что им надоело прозябать на Родине на копеечную зарплату.

В результате в Ростов ансамбль вернулся в весьма усечённом составе: попытать счастья в Америке остался тридцать один человек. О том, как сложилась судьба казаков-невозвращенцев, все эти годы было почти ничего не известно. С тех пор прошло 10 лет. Недавно бывшую солистку ансамбля Валентину Квасову "АиФ на Дону" отыскали в Нью-Йорке.

От Дона до Гудзона

- Валентина, добрый вечер, привет из Ростова, из самого его центра - с Будённовского. Если ещё помните, где это...

- Конечно, помню. Ростов вспоминаю постоянно, всё-таки родной город...

- Отчего же вместе с коллегами по ансамблю решили сменить его на чужбину?

- Такие решения принимаются не за одну минуту. Ещё когда гастроли в США только начинались, в ансамбле начали ходить разговоры: мол, надо оставаться в Америке - другого такого шанса не будет. Естественно, говорили не от хорошей жизни. Тогда зарплаты в ансамбле были просто смехотворные даже по ростовским меркам, музыканты жили в полуразрушенном общежитии. Я смотрела, как заслуженные артисты получают эти крохи, и думала: так есть ли смысл стараться? Хотя вопрос был не только в деньгах. Каждый настоящий артист желает добиться успеха, стать профессионалом. Я всю жизнь занималась народными танцами. А хотелось выучить и другие стили, танцевать в шоу на Бродвее... Когда тебе двадцать два, дух авантюризма ещё очень силён. И я решила остаться.

- Мечты сразу стали сбываться?

- Увы. Конечно, и я, и мои коллеги по ансамблю прекрасно понимали, что мы никакие не суперзвёзды, чтобы за нами с контрактами бегали импресарио. Но всё оказалось ещё хуже - мы вообще никому не были нужны в Америке: артисты-эмигранты с плохим знанием языка.

- И что же оставалось делать?

- Искать работу, надо же было как-то выживать. Чем только не занималась: вспомнила, что в детстве увлекалась конным спортом, и пошла работать на конюшню. Сперва выносила навоз, потом доверили выезжать лошадей. Ещё устроилась ассистентом к дантисту. Но когда увидела кровь, упала в обморок и поняла: не моё. Тогда поступила как многие эмигранты: пошла официанткой в кафе.

- Незазорно было недавней солистке филармонического ансамбля подавать тарелки?

- Для меня это было лишь средством заработка. А после работы я брала уроки танцев, ходила по кастингам, пробовала участвовать в различных шоу.

Зазорно ли? Понимаете, это в России всем управляют "понты", а здесь, в Америке, нет такого понятия. Любая работа считается уважаемой. Если ты трудишься - значит, ты до.стойный член общества. Дети миллионеров точно так же работают официантами или разносчиками, и никто не тыкает в них пальцем. Не зря всё-таки говорят, что это страна больших возможностей.

Сударыня и "Барыня"

- Вы ощутили эти возможности на себе?

- Пожалуй, да. В ресторане, где я работала, узнали, что я пою, и предложили, помимо основной работы, ещё и выступать перед посетителями. Так и пошло: день разношу тарелки, день пою. Некоторые клиенты, как мне сказали в ресторане, начали приходить специально на мои выступления. Заодно получила приглашение танцевать в одном шоу. Но хотелось какой-то постоянной работы. Здесь, в Нью-Йорке, есть несколько профессиональных русских ансамблей, в один из них, "Барыню", я и решила попасть. Позвонила, оставила сообщение, но мне никто так и не перезвонил. Прошёл год, уже и забыла про эту затею, а тут на Гудзоне как раз проходили любительские соревнования по гребле. Я ею ещё в России занималась, здесь тоже старалась форму поддерживать - в общем, выиграла гонку. Один из зрителей подошёл поздравить, русский. Разговорились. Я рассказала, что профессиональная танцовщица, он ещё удивился, почему я в "Барыне" не танцую. "Звонила - не ответили, набиваться не стала", - говорю. Он вдруг телефон достаёт: "Мы эту ошибку быстро исправим". Оказалось, этот человек был близким другом продюсера "Барыни" Миши Смирнова. Он устроил мне просмотр. Посмотрев, как я танцую, Миша тут же взял меня в состав.

- Сейчас это и есть ваше место работы?

- Уже два года, как я в "Барыне" являюсь хореографом. Выступать здесь интересно - у нас много гастролей. С концертами объездили уже половину США. К тому же я участвую не только в "Барыне". Несколько лет назад меня пригласили поработать в "Ривер Дэнс" - это очень известный танцевальный коллектив с мировой славой. А в 2001-м я ещё и попала в кино. Тогда снимался российско-американский фильм "Невеста по почте". С нашей стороны в нём участвовали Николай Чиндяйкин, Александр Лазарев, а из "местных" - Дени Айело ("Крёстный отец", "Однажды в Америке", "Леон" - Прим. ред.) Хотя у меня там был всего лишь крошечный эпизод, но попробовать себя в кино было интересно.

- Может, вы уже и с кем-то из голливудских звёзд на дружеской ноге?

- Ну что вы, не настолько, конечно... Не близко, но знакома с Шоном Пенном, с Сарой Джессикой Паркер. А вообще на Манхэттене в барах можно встретить практически любую знаменитость. Хотя, если незнаком, подходить к ним не принято: здесь это считается неприличным.

Пути с коллегами разошлись

- Вы постоянно упоминаете об американских традициях. Сами уже привыкли к ним? Или всё же что-то не может принять русская душа?

- Особых сложностей с адаптацией не возникло. В Нью-Йорке человек любой национальности не чувствует себя чужим. Что удивило и порадовало, так это обострённое чувство вежливости, свойственное американцам. Толкаться, огрызаться, хамить - здесь это воспринимается как дикость. А что раздражает... Не могу никак привыкнуть к совершенно другой, чем у нас, форме общения между друзьями и знакомыми. У нас, в Ростове, двери никогда не закрывались, дом постоянно был полон гостей. Здесь даже друзья ходят в гости очень редко. Иной раз помою у себя в квартире полы и думаю: "Господи, хоть бы кто-нибудь пришёл да наследил..."

- Вы общаетесь со своими бывшими товарищами по Ансамблю донских казаков?

- С теми, кто тоже остался в США? К сожалению, наши пути разо.шлись. Я знаю, первое время некоторые из них играли в ресторане "Русский самовар" на Брайтон-Бич, но где они сейчас, не знаю. Доходили слухи, что двое музыкантов работают где-то на ферме в Колорадо, ещё один мальчик из хора вроде бы взял на себя чужую кражу и за государственный счёт был выслан из страны. К сожалению, не у всех, кто рассчитывал начать в Америке новую жизнь, это получилось.

- А у вас это получилось, как считаете?

- Не знаю. Я выросла как артистка, получила роли и возможности, которых у меня, конечно, не было бы в России. Сейчас вот подумываю приехать в Ростов. Может быть, с учётом американского опыта поставить два-три номера для ансамбля. Что я знаю точно - американкой я никогда не стану. Не потому, что не получится, просто не хочу. Так и говорю здесь: я нью-йоркская ростовчанка.

Александр Ключников. Фото c сайта www.barynya.com

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно