19-летний студент, обороняясь, убил уличного грабителя, пытавшегося под угрозой ножом отнять у него мобильный телефон. Кто он - преступник или герой?
Тем мартовским днём ростовчане, проходившие по улице Суворова, оцепенели от ужаса. Хрипя и разбрызгивая вокруг фонтаны крови, навстречу им бежал молодой человек, зажимая руками разрезанное горло.
Ещё один парень без сознания лежал на тротуаре. Не пробежав и квартала, юноша рухнул на землю. Прохожие кинулись на помощь, но было поздно: несчастный скончался на месте. Спасти удалась лишь второго подростка - с резаными ранами руки и плеча "скорая" увезла его в больницу.
О шокирующем происшествии в тот же день сообщили во всех новостях. Шутка ли - в самом центре города неизвестный преступник устроил резню, в результате которой один человек погиб, а 15-летний подросток получил серьёзные раны. На поиски преступника были брошены лучшие силы.
Бедный Коля
С самого начала сыщики едва не оказалось в тупике - у следствия не было никаких улик. Камеры уличного наблюдения зафиксировали лишь силуэт преступника, скрывавшего лицо под козырьком кепки. Надеяться оставалось только на показания выжившего подростка. Лёжа на больничной койке, 15-летний Коля рассказывал следователям свою грустную историю.
В тот день он вместе с двадцатилетним приятелем Романом Косаревым гулял по центру, любуясь старинной архитектурой. Потом Рома вспомнил, что ему надо позвонить срочно своей девушке. У проходившего мимо парня Косарев вежливо попросил на минутку его телефон. Однако незнакомец в ответ на просьбу начал грубить, а потом достал нож и ударил Рому в шею, а Коле порезал плечо. На этом месте Коля начинал плакать.
- Показания несовершеннолетнего выглядели довольно убедительно, - рассказывает начальник следственного отдела прокуратуры Кировского района Сергей Карапетян, - пока мы не начали выяснять данные о самих жертвах.
Тут-то и выяснилось: Косарева и самого Колю в милиции знают как облупленных. У сыщиков имелась информация, что эта парочка причастна к многочисленным уличным грабежам мобильников.
После этого дело предстало в совершенно новом свете.
"Дай телефон, мне позвонить надо"
Убийцу задержали на пятые сутки, проведя беспримерную по сложности аналитиче.скую комбинацию. О ней можно было бы рассказать отдельно, если бы в этой истории главным не было бы совсем иное.
Вооружённые сыщики собирались задерживать опасного бандита, а пришли домой к студенту-экологу - тихоне и нумизмату. 19-летнего Юрия Скуришина даже не пришлось допрашивать. Он сам признался во всём.
24 марта третьекурсник гидрометеорологического техникума, как обычно, отправился утром на занятия. Отсидев три пары, поехал в центр - там в одной фирме ему обещали работу. На углу Садовой и Газетного студент почувствовал хлопок по плечу. Сзади стояли двое. "Эй, дай свою мобилу, мне позвонить надо", - бросил тот, что был постарше. Скуришин протянул свой телефон: "Хорошо, только быстро и при мне". Схватив трубку, парень отбежал в сторону. "Ты чего дёргаешься, олень? - схватил Юру за рукав младший. - По каким понятиям вообще живёшь?" "Отдайте телефон", - попросил студент. В ответ старший вынул из кармана нож.
О том, что случилось дальше, Скуришин рассказать не смог. Вспомнил лишь, что каким-то образом сумел выбить нож из руки грабителя. Затем, схватив его, принялся беспорядочно наносить удары. А дальше всё как в тумане...
Почти четыре месяца психологи всеми известными способами изучали сознание студента. Наконец эксперты вынесли решение: обвиняемый совершил преступление, не осознавая, что делает. Иначе говоря, в состоянии аффекта.
К тому времени у следствия накопилось уже достаточно улик против самих потерпевших. Сестра погибшего Косарева, увидев нож, которым зарезали брата, уверенно констатировала: "Колькин это. Он его часто показывал. Хвастался, что пацанов ножом пугает, а они ему деньги отдают".
Приговор - виновен
Дело по обвинению Юрия Скуришина слушалось в Кировском районном суде.
Студента обвиняли по статье 107 Уголовного кодекса - "Убийство, совершённое в состоянии аффекта". На неё следствие переквалифицировало первоначальную статью 105, по которой возбуждали дело. По ней подсудимому грозило бы минимум десять лет, по "мягкой" сто седьмой предел - три года колонии.
Но суд вынес своё решение - два года лишения свободы в колонии-поселении.
Много это или мало? Узнав. о приговоре, один из сотрудников правоохранительных органов, участвовавший в расследовании, выразил своё мнение так:
- Фактически это всё равно что не наказать вовсе. Как бы то ни было, но совершено убийство, за такое другим дают "пятнашку". А тут всего-то два года в колонии-поселении, которое почти дом отдыха, только с охраной. Ходишь в гражданской одежде, хорошо питаешься. Посидит год, а там за примерное поведение отпустят на УДО. Думаю, что и сам судья парню симпатизировал. Но дать ему условный срок всё-таки поостерёгся. Иначе это могло бы стать прецедентом, последствия которого были бы непредсказуемыми. Ведь слишком много у нас по улицам ходит подонков, которых обычное правосудие обходит стороной...
"В нашей стране обороняться - значит стать преступником", -
считает Данил Корецкий, профессор РЮИ МВД РФ, доктор юридических наук, заслуженный юрист России
- У нас уже неодно.кратно вносились поправки в статью о необходимой обороне. Однако какой бы, пусть даже самый прогрессивный, вариант ни был придуман, применение его всё равно зависит от субъективной оценки следователей, прокуроров и судей. А результаты деятельности этой триады фактически уничтожили в нашей стране институт необходимой обороны. Если Соединённые Штаты изначально разрешали своим гражданам защищать свою жизнь и собственность с оружием в руках, то советское государство все эти действия объявляло преступными. И сегодня человек, эффективно отразивший нападение преступников, тут же превращается в обвиняемого. Оправдать его могут только тяжёлые ранения. Если же обороняющийся остался цел, а преступник убит или ранен, то финал как правило предсказуем.
Даже сотрудники милиции часто медлят с применением оружия и стреляют только в том случае, если уже сами получают ранения. Потому что если откроешь огонь первым, то потом до конца жизни будешь писать объяснения и доказывать, что невиновен.
Как не превратиться из жертвы в убийцу
Советы даёт адвокат Валерий Гуревич:
- В статье 37 Уголовного кодекса говорится: "Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия".
- Согласно закону защита является правомерной, если ответные действия соответствовали характеру и опасности посягательства. То есть, если вам погрозили пальцем, нельзя в ответ палить из ружья. Однако мнение, что оружие обороны не должно быть опаснее оружия нападения, неверно. Преступник может быть и безоружным, но если он схватил вас за шею и душит, то вы вправе, защищаясь, ударить его ножом. Ведь таким образом вы спасаете себе жизнь.
- Ваши действия являются законными, если вы вследствие неожиданности посягательства не могли объективно оценить степень и характер опасности нападения. Например, вы идёте ночью по улице, а из кустов на вас выпрыгивает амбал с топором в руках. У вас есть всего несколько секунд - этого времени явно мало на обдумывание своих действий. Если же вы в течение часа сидели и обдумывали свою месть, вас наверняка признают виновным.
Александр Ключников