Филармония, Дворец культуры "Ростсельмаш", гостиница "Интурист", универмаг "Детский мир", а также десятки школ, детсадов и сотни просто жилых домов в Ростове - что общего между всеми этими зданиями?
Лет тридцать назад любой ростовчанин ответил бы не задумываясь: все их отделывала Валентина Жуковец. И не было тогда в стране бригады маляров лучше, чем бригада Жуковец, как не было среди советских строителей другой женщины, заслужившей Золотую звезду Героя Социалистического Труда... - Мне сейчас только и делать, что прошлое вспоминать, - улыбается Валентина Иосифовна. - Сердце вот что-то подводить стало. Кстати, огромное спасибо, низкий поклон врачам из БСМП-2 за то, что от смерти меня спасли! Правда, в больнице врачи сказали, что работать больше нельзя. А я, честное слово, не пойму, как это можно - жить и не работать. Помню, в семьдесят пять ещё соседям потолки штукатурила. Не могу - скучаю по шпателю!.
Маляр поневоле
- В семьдесят пять?! Сколько же вам сейчас, Валентина Иосифовна? - Да вот на следующий год восемьдесят будет... А разве по мне не видно? Сейчас сама себе комплимент сделаю: мне всегда меньше лет давали, чем на самом деле было. Когда только на работу устраивалась, меня сперва брать не хотели: "Деточка, - говорят, - тебе сколько лет? Двенадцать? Тринадцать?" А я худющая, голос тонкий. "Мне 18 уже! - кричу. - Всё равно буду на стройке работать!" - Что же вас в такие моло.дые. годы на стройку потянуло? - Да и не собиралась я, если честно... Всегда мечтала врачом стать. Даже курсы медицин.ские закончила. А тут мама заболела сильно, не до учёбы стало - пришлось искать работу. Тогда на стройке платили хорошо. Вот и устроилась. Так судьба и повернулась... "Она точна в своих движениях, как хирург. Инструмент в её руках поёт, словно скрипка у великого маэстро", - написал много лет назад о Жуковец иностранный журнал. Тогда, в начале 80-х, зарубежные строители ей предлагали на выбор квартиру в любом городе Ривьеры только за то, чтобы она согласилась передать молодым секреты своего мастерства. Но Жуковец отказалась: "Поеду достраивать Ростов".
Самая важная награда
О Ростове она может говорить часами. Как после войны молодой девчонкой начинала восстанавливать разрушенный город, как работала на строительстве первых микрорайонов на Западном... - Там, где сейчас проспект Стачки, пятьдесят лет назад чистое поле было, - вспоминает Валентина Иосифовна. - Идём, а грязища страшная. Шаг сделаешь, а сапог уже вытащить не получается. Так и шлёпаешь дальше без обуви. "Босоногая бригада" нас называли. Тому, кто решится пересчитать все награды Жуковец, на руках не хватит пальцев. Одна Золотая звезда Героя чего стоит. А есть ещё орден Ленина, и ведомственные отличия, и знак "Заслуженный строитель СССР". Но сама Валентина Иосифовна самой значимой, важной и приятной для себя наградой считает звание почётного гражданина Ростова. - Я ведь своими руками его построила. Каждый дом помню - когда, в каком году здесь белили-красили. Обычно возвращаюсь из поездки, вижу: на горизонте Ростов появляется. Так аж сердце схватывает. Родной ты мой, думаю, хороший... Так что звание почётного гражданина - это мне словно от всего города подарок и благодарность. Говорят же, что у каждого человека в жизни бывает его звёздный час. Вот и у меня в 86-м году он случился. Мы тогда очередную школу отделывали. Вдруг приезжает посыльный: "Жуковец срочно в горисполком!" А куда же мне ехать, я в робе малярной, вся в штукатурке! Девчонки мои шутят: мол, накидывай поверх пальто и езжай, не на бал же тебя зовут. Так и сделала. Приехали - проводят прямо к председателю исполкома в кабинет, там двенадцать человек за столом, нарядные все. Увидели меня - зааплодировали. Председатель Борис Иванович Головец навстречу встал, говорит: "Поздравляем вас, Валентина Иосифовна, с присвоением звания почётного гражданина города Ростова!" А я стою перед ними в пальто, не знаю, что и сказать... А Золотую звезду я, честно сказать, никогда и не носила. Неудобно как-то всегда было свои заслуги напоказ выставлять. Только раз её и надела - так один увидал, спрашивает: "Вам что, Героя ещё в люльке дали?" (это вот, к слову, опять о возрасте) Ах, думаю, гори оно всё синим пламенем! Не буду носить!
Из города в деревню
И все жё, как ни любила Жуковец Ростов, но по выходе на пенсию изменила ему. В 1991-м потомственная горожанка, не представлявшая свою жизнь без асфальта, собралась и уехала на хутор. А что было делать, если в сердце заслуженной героини зародилась новая любовь?.. - Я после того, как муж умер, решила: больше замуж выходить не буду, - говорит Валентина Иосифовна. - Хотя сватались ко мне многие, был даже генерал один. А тут вдруг ко мне на улице цыганка подошла, предложила погадать. Посмотрела руку и говорит: "Скоро не одна жить будешь - ждёт тебя встреча важная и любовь". Вот, думаю, придумала тоже: какая в мои годы может быть любовь? А вскоре попала я в хутор Пухляковский, где Анатолий Калинин жил. Он меня и познакомил со своим шофёром Витей. Никогда не думала, что такое случиться может, а вот на старости лет снова счастливая стала. Мы с Витей даже в церкви венчались. Ох и тяжело было горожанке привыкать к деревенской жизни. "Я ж никогда в селе не жила, всё там для меня новое было, - рассказывает Жуковец. - Соседки смотрят: мол, приехала городская неумеха! А я и правда не знаю, какой стороной в руки тяпку брать. Так руками траву в огороде и рвала. Потом ещё решили мы с мужем поросёнка завести. Другим что - свинья и свинья, а я, городская, посмотрела - он такой розовенький, красивенький! Даже из соски его кормила, пока маленький был. Ну и вымахал кабан. По хутору уже все свиней режут, а я ну не могу его под нож пускать! Говорю Вите: "Пусть живёт". Вот смеху после этого в округе было... В Пухляковском она прожила шестнадцать лет. Прошлым летом любимого супруга Виктора Васильевича не стало... Жуковец вернулась в Ростов. Как прежде в хуторе, так и сейчас в квартале частных домов на Чкаловском никто из соседей не знает, что рядом с ними живёт кавалер Золотой звезды. Не стремится героиня труда к славе. - Да зачем она мне? И что такое вообще сейчас слава? - рассуждает Валентина Иосифовна. - Показали тебя по телевизору - вот уже и прославился. Я думаю, важнее то, что человек после себя на белом свете оставил. У меня замечтальные сын, невестка, внук. А для людей сколько домов я построила! Смотрю теперь на них и радуюсь: вот он, мой памятник рукотворный, - мой Ростов.
Александр КЛЮЧНИКОВ
Фото автора