- Напишите, когда у вас день рождения, - просит меня Альберт Августович и тянет из пакета заранее приготовленный листик бумаги. - Буду вас поздравлять.
- А у меня, - продолжает, - день рождения 11 апреля. И в следующем году мне будет 90 лет. Кстати, слышали? Учёные выдвинули гипотезу: млекопитающие должны жить в 10 раз дольше, чем растут. Растём мы лет до 20 - 25. Значит, если бы не экология и прочее, мы жили бы до 200 - 250 лет! А что (смеётся), я не против!
Альберта Гердта можно было бы внести в нашу, аифовскую, Книгу рекордов сразу в нескольких номинациях. Взять одно то, что, невзирая на возраст, он продолжает преподавать сразу в двух ростовских вузах. 60 лет назад его, потомственного немца, от высылки в Сибирь спасла... беседа со Сталиным, считающаяся, кстати, одним из наиболее продолжительных разговоров вождя "с простым человеком" (длилась почти 6 часов!). Книги в его домашней библиотеке полны дарственных надписей - Шолохова, Фадеева, Евгения Петрова, Исаковского, Твардовского и др. Он знает 9 ино.странных языков.
Альберт Гердт - доктор филологических наук, профессор Ростовского пед.университета (ныне пединститута в составе ЮФУ), автор более 100 статей, учебников и пособий, редактор перевода романа "Тихий Дон" на немецкий язык. А ещё всю свою жизнь сочиняет и коллекционирует анекдоты. Да и вообще слывёт весельчаком.
"Шолохов вдруг пропал"
- Моё знакомство с литературными мэтрами - Шолоховым, Фадеевым и Евгением Петровым началось в 42-м году. Я тогда возглавлял отдел "по работе среди войск и населения противника" при штабе генерала Конева, командовавшего 19-й армией Западного фронта. Каждый день на МГУ-39 - машине с рупорами на крыше я по нескольку раз подъезжал к линии фронта, обращался к немцам: мол, зря вы затеяли войну. Писал листовки... А потом наступил исторический момент: 19-я армия не только остановила противника, но и отодвинула его назад! К нам устремились журналисты, писатели. Шолохов же отметился тем, что вдруг... исчез. Началась паника. Шутка ли - Шолохов пропал! Позже выяснилось: он договорился с одним офицером, сел к нему в танк и участвовал в танковом бою. Когда же его упрекнули, возмущался: "Как я смогу реалистически описать танковый бой, если никогда в нём не участвовал?!" Ещё ближе я сошёлся с Михаилом Александровичем во время работы над переводом "Тихого Дона"... А вот Петров запомнился мне особо: узнав, что я учился в Одессе., рассказал хороший одесский анекдот.
"1937 года Пушкин не пережил бы..."
- В 46-м году я получил приказ: "За 24 часа покинуть Москву!" Наверное (делает паузу), если б не моя жена Наденька, я бы покончил с собой... Спасло то, что, работая в Издательстве иностранной литературы, я тесно сдружился с рядом деятелей Ком.интерна. Они и устроили мою встречу со Сталиным. О чём был разговор? Я рассказал, что в Россию мои предки приехали ещё при Петре I, что я люблю её даже больше, чем некоторые русские... Кстати, когда речь за.шла о литературе, я упомянул: "Как жаль, что Пушкин, мой кумир, так рано ушёл из жизни". И знаете, что Сталин ответил? "Если бы Пушкин дожил до наших дней, он всё равно погиб бы в 37-м году, когда у нас были массовые репрессии". Взял маленькую паузу и добавил: "Шутка".
...Впоследствии же Альберт Августович понял: не исключено, что сталинское внимание и выполненное обещание "никто вас трогать не будет" объяснялись расчётом на то, что и произошло:.
- Меня затаскали по редакциям издательства - немецкой, английской, французской, испанской и прочим. И всюду была одна реакция: "Ты смотри, при всей своей занятости Сталин нашёл время так долго общаться с простым человеком!"
В дальнейшем наряду с научной работой А. Гердт прославился своими анекдотами. И он считает, что юмор продлевает жизнь.
Виктория ГОЛОВКО