Примерное время чтения: 5 минут
94

Деньги из мусора

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13 28/03/2007

Валя Чугунова живёт на свалке. Вместе с ней обитают ещё с десяток несчастных людей. С утра до ночи они роются в отходах. И уверяют: найти здесь можно любые ценности - от золотых украшений до старинных кинжалов и дубовой мебели.

Золотая жила

Окраина Новошахтинска. За терриконами шахты им. Ленина - полигон бытовых отходов. Рано утром на извилистой дороге, ведущей к полигону, появляются люди с мешками и телегами - это приходящие, что живут в городе или в близлежащих посёлках, а на свалку идут как на работу.

Местным торопиться не надо, они обитают прямо здесь, на помойке, - в лачугах, сколоченных из досок и фанеры.

Когда приезжает мусоровоз, обитатели свалки торопятся выбрать всё самое ценное. Надо спешить, поскольку тут же отходы утрамбовывает бульдозер и отыскать "добро" станет труднее. Валя со своей "бригадой" откапывает остатки бытовой техники, проволоку, картон, стекло, пивные банки, детские игрушки... Здесь же обитатели свалки сортируют мусор, чтобы в дальнейшем получить за него прибыль: цветной металл складывается в одну кучу, стекло в другую...

Во всём мире переработка мусора считается одним из самых доходных видов бизнеса. В России ситуация другая. Можно по пальцам пересчитать фирмы, которые делают на мусоре деньги. И только люди, опустившиеся на самое дно, понимают: отечественные помойки - настоящая золотая жила.

Здесь обитают шахтёры и ткачихи

Люди здесь разные. У каждого из них своя история.

29-летний Сергей имеет две профессии - шахтёр и шофёр. Когда последняя шахта закрылась, он остался без работы. Занялся сбором цветного металла и со временем набрёл на свалку. Уверяет, что это кормит лучше любой зарплаты. Если знать нужные места, найденный "цветняк" можно сбыть по хорошим ценам. На нелегальных приёмных пунктах, где товар принимают, а документов не спрашивают, за килограмм меди дают около 150 рублей, алюминия - 70 рублей. В среднем Сергей зарабатывает от 200 до 500 рублей в день. В Новошахтинске у него осталась квартира. Но возвращаться туда не собирается:

- Никто не ждёт меня, - говорит он, крутя чёрными пальцами сигарету. - Жена в 2003 году умерла. Родителей тоже нет в живых.

Валентина Чугунова по профессии ткачиха. Большую часть жизни простояла у станка. Попала под сокращение, и жизнь пошла под откос. Но вскоре она влюбилась. Мужчина долго скрывал, где работает. А со временем привёл её на свалку.

- Работали в четыре руки, - смахивая слезу, вспоминает Валентина. - Он мне шикарные подарки преподносил. На 8 Марта, например, я получила золотой перстень с бриллиантом. Он его здесь же, на свалке, нашёл. А я как-то подарила ему туфли за 1700 рублей. Специально в магазине купила. Через день смотрю - идёт в шлёпанцах. В чём дело? Оказывается, поехал в город и сыну туфли отдал. А когда ударили морозы, мой любимый ноги-то и застудил. Сначала их ампутировали, и работать он уже не мог. Лежал в сторожевой бытовке, ничего не ел, одно только меня звал. А через неделю умер...

На свалку прибились брат и сестра - юные Лена и Коля. Родители умерли. Школу ребята бросили. Да и зачем учиться, если на свалке они находят всё, что нужно для жизни: еду, одежду, бытовую технику. Недавно Коля откопал в мусоре сотовый телефон. Отнёс на радиорынок и продал за тысячу рублей. А ещё он находил золотые серёжки и самовар.

Полгода назад Лена родила (кто отец, неизвестно). Роды принимали здесь же - в одной из лачуг. А после вызвали "скорую", и ребёнка отдали в детский дом.

На пришельцев смотрят сквозь пальцы

Обитатели свалки трудятся с утра до позднего вечера. Они сортируют мусор и продают его скупщикам. Один приезжает за бутылками, другой за джинсовой тканью, третий за пластмассой. Понятно, что скупщики хорошо нагревают на этом руки. Например, бутылки они покупают на свалке по 7 рублей за мешок. В мешке около 80 бутылок. Значит, на пункте приёма стеклотары его можно продать за 100 рублей. Из года в год хлам перепродаётся в пункты приёма и приносит колоссальную прибыль. Но это неофициальная информация.

Официально же на городском свалочном полигоне нет ни души, территория охраняется. Правда, основная цель сторожа и милицейских патрулей - предотвращать поджоги. Мусороперерабатывающего завода в Новошахтинске нет, цивилизованно делать деньги на отходах никому в голову пока не пришло. Поэтому на роющихся в мусоре пришельцев смотрят сквозь пальцы...

P.S.

Когда материал был свёрстан и готовился к печати, редакции стало известно, что Валентина с сожителем погибла от несчастного случая, сгорев в деревянной лачуге.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно