Примерное время чтения: 4 минуты
66

Художник, что рисует цвет...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5 31/01/2007

Музыкант не может быть глухим, парфюмер должен различать все нюансы запаха, а художник обязан видеть все оттенки цвета.

"Не всегда! - считает ростовский дизайнер-дальтоник Николай Говорков (на фото). - Мир красок может быть похож на бесконечную математическую формулу..."

О том, что он не такой, как все, Коля узнал только в пять лет. Чёрные деревья, белое небо и серые глазёнки младшей сестрёнки - всё это с рождения казалось ему естественным. Но однажды мама, взявшаяся обучать его цветам, вздрогнула:

- Сынок, это красный, а это серый.

- Почему? Они же одинаковые! - запротестовал сын.

Какое же оно - "небелое" солнце?

Уже на следующее утро Говорковы стояли в кабинете окулиста. "Ваш сын - дальтоник! Но с этим можно жить. Выберет себе профессию попроще - и всё будет нормально".

Но "попроще" ни Колю, ни его маму не устраивало. Мальчик хотел рисовать, перебирал цветные мелки и пытался угадать, какое же оно - "небелое" солнце.

Вечера Говорковых превратились в постоянные тренировки. Елена брала цветные карточки и терпеливо объясняла: "Этот цвет называется оранжевый. Попытайся его почувствовать". И мальчик пытался.

Через год Коля различал более двадцати оттенков. Различал интуитивно. "Одно время даже удавалось чувствовать руками, - вспоминает Николай.- Больше всего мне нравился красный - тёплый и немного щекочущий, будто греешь ладони над ночным костром".

Благодаря этим занятиям все десять школьных лет ни одноклассники, ни учителя не знали, что Коля "не такой, как все". На выпускном вечере юноша во всеуслышание заявил: "Я буду художником!" Никого из присутствующих это сообщение не удивило (любую свободную минутку мальчик проводил с карандашами в руках), и только мама не смогла утаить слёзы счастья - это была их победа.

Коля поступил в художественное училище. Потом - работа, пробы себя в дизайне и новый поворот в мироощущении.

- Когда я впервые сел за компьютер и увидел, что любой цвет можно перевести в цифровой код, я был ошарашен. Всё, что я чувствовал 18 лет своей жизни, то, что нащупывал интуитивно, можно безошибочно выразить математически.

"Смешиваю цвета, как Энштейн"

Я беру со стола художника терракотовый карандаш и прошу назвать его волшебную формулу, которая у меня укладывается в несколько букв.

- 28 циана, 63 мадженты, 72 елоу и 12 блэка. Словом, цвет кирпича, - улыбается он.

И тут же в моём сознании всплыл образ мастерской, которая для Коли лишь множество цифровых соединений, и розовые цветы на его столе - под "кодовым" названием "маджента 50"...

- Трудно жить в этом арифметическом мире? - спросила я на прощание.

- Совсем нет. Но поначалу было трудно. Когда устраивался на первое место работы дизайнером, кто-то из близких нечаянно обронил работодателю, что я дальтоник. Начальник, испугавшись, что буду халтурить, отказал. С тех пор о своей особенности я никому не рассказывал, пока не заработал хорошую репутацию...

Уже несколько лет Николай работает в рекламном бизнесе. Претензий со стороны заказчиков нет. Говорят, что цвет - это его конёк и смешивает он его, как Пикассо.

- Я обычно отвечаю, что, скорее, как Энштейн, - улыбается Николай. - Но мало кто понимает эту шутку.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно