Примерное время чтения: 9 минут
1080

Саркельский треугольник. Как парусный туризм стал вторым дыханием Цимлы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. "АиФ на Дону" 26/06/2019
Во время маршрутных гонок туристы проходят под парусом более 120 километров.
Во время маршрутных гонок туристы проходят под парусом более 120 километров. / Александр Лебеденко / Из личного архива

В 1960-1970-е годы ХХ века Цимлянское водохранилище в Ростовской области было одним из туристических брендов СССР. Тёплый климат, чистая вода, песчаные пляжи в совокупности с «цимлянским игристым», летней и зимней рыбалкой, вяленой рыбой, отменными бахчевыми и виноградом привлекали на берега рукотворного моря отдыхающих со всех концов страны.

В городе Цимлянске работал одноимённый дом отдыха санаторного типа, а Цимлянская турбаза «Чайка» была способна разместить до 1000 гостей. В летнее время популярностью также пользовался международный студенческий лагерь, принимавший молодёжь из разных стран мира.

Новая реальность

Прошло время, сменилась эпоха, и туристический вектор развернулся в другую сторону. Цимлянск был забыт, казалось, навсегда. Как выяснилось, нет. Новая реальность показала, что Цимлянское водохранилище по-прежнему востребовано, вновь ждёт своих гостей – курортников и спортсменов-любителей. Волею судеб Цимла стала самым южным водоёмом России, где можно открывать каждый новый парусный туристический сезон.

Рассказываем почему. Обычно навигация стартует на май­ские праздники. Любимые российскими туристами акватории Белого моря, Онеги и Ладоги – в это время ещё холодные для плаванья. А так хочется после долгой зимы тёплого солнышка. Но где найдёшь такое место?! И вдруг, есть оно на Цимлянском море.

Поэтому и было решено провести пробную регату. За осуществление идеи взялись активисты: товарищество людей, влюблённых в парус и море: авторитетные спортсмены-парусники Евгений Коротких из Луганска, руководитель яхт-клуба «Дельфин» Сергей Бударин из Цимлянска и участники местного клуба парусного туризма и спорта «Саркел».

И вот 28 апреля 2016 года на акватории водохранилища была проведена первая парусная туристская регата на кубок «Саркел». Тогда в донской край на разведку по приглашению клуба «Саркел» приехали около 30 участников. 16 команд из пяти регионов России: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Ярославль, Луганск. Появился робкий оптимизм, поскольку организаторы, по их признанию, ждали от силы пять экипажей. 

Пионерам водного туризма гонка пришлась по душе, и уже в следующих соревнованиях под парусом «Саркел-2017» приняли участие 26 команд из семи регионов страны. 2018 год собрал на Цимле ещё больше туристов-водников: 38 команд из 12 регионов, включая Урал и Западную Сибирь.

В 2019-м  установили рекорд. На старт регаты 30 апреля вышли 48 команд из 13 регионов России и зарубежья. Это более 150 участников из ближних и дальних населённых пунктов - Новосибирска, Екатеринбурга, Еманжелинска, Верхней Пышмы, Котласа и других.

Гонки под парусом

Парусный туризм - особый вид отдыха, замешанный на спорте. Его рождение обязано современным композитным материалам. Суда, на которых гоняются туристы-водники,  надувные и разборные парусные катамараны, это чудо инженерной мысли.

Весит катамаран около 100 килограммов, может нести на себе до 800 кг полезной нагрузки. Разбирается и собирается за пару часов. Перевозится в нескольких упаковках доступным видом транспорта. Храниться может в любом месте, даже дома под кроватью. При этом обладает исключительной мореходностью.

«Черное, Белое, Средиземное, Охотское моря, Северный ледовитый океан, Атлантика и Тихий океан – далеко не полная география походов «надувастиков». Любой водоём таким судам по плечу. Сегодня мы дома, завтра наши паруса уже на Байкале, Ладоге, Севане, а также в тех отдалённых, недоступных и невероятных местах, где паруса до того никто отродясь не видывал», – рассказывают гонщики о возможностях своих необычных яхт.

регата Саркел
Карта маршрутных гонок. Фото: Из личного архива Александра Лебеденко

Когда туристы съезжаются к месту соревнований, побережье Цимлянского водохранилища расцветает яркими красками парусов и флагов. Живут яхт­смены в палатках, прямо на песчаном берегу. Еду готовят на автономных печках. Несколько дней в воздухе витает неповторимая атмосфера туристического братства.

Внимание цимлян привлекают также открытие и закрытие соревнований – с концертами, награждениями и музыкой на всю округу. В итоге туристы успевают подружиться и с местными жителями, и между собой.

Стартует регата «Саркел» на городском пляже, здесь же и завершается. В один из дней яхтсмены соревнуются в гонках по треугольнику. Потом в течение нескольких дней идут жаркие баталии между командами, и борьба команд с ветром и волнами в маршрутных гонках. Регата проходит в несколько этапов с остановками-ночёвками: в станице Жуковской, Цимлянском государственном природном заказнике и Калининской балке.

Преодолевая приличные расстояния, демонстрируя волю к победе и взаимовыручку, туристы во время гонок ежедневно находятся под парусом по 4-6 часов. В итоге экипажи проходят под парусом более 120 километров.

Для неискушённых читателей уточним, что парусные надувные катамараны очень разные по конструкции, соответственно по мореходности. А участники регаты люди разного возраста и подготовки. Чтобы как-то уравнять возможности экипажей, команды участников делят на несколько классов по сходным характеристикам.

Например, в 2016 году наравне со взрослыми гонялись два брата-близнеца, которым не было ещё и семи лет, Николай и Александр Игонькины и их ровесник Алексей Тимофеев.  Ребята представляли команду из Центральной России. В команде хозяев в тот раз младшим был 14-летний ученик цимлянской школы №1 Иван Холодков.

Аркадий Чичилин из города Волжский – старый парусник, ему уже за 70, в 2019-м впервые участвовал в кубке «Саркел-2019»: «Мне всегда было очень любопытно узнать, как оснащены надувные катамараны, и как они ходят. А тут оказалось, что моему заочному приятелю Володе Белоголовому из Волгограда нужен шкотовый матрос для участия в регате на Цимлян­ском море. И я согласился».

А старейший участник от Ростовской области, маститый турист-парусник Анатолий Кремень из Ростова-на-Дону не только создал отдельный сайт для общения друзей и единомышленников с целью пропаганды Цимлянской регаты «Саркел», но и отметил 71-ю годовщину со дня рождения победой в своей группе парусных катамаранов.

В диком восторге

Воздушные змеи и мыльные пузыри, танец девушек в шифоновых платьях под звуки вальса, тельняшки, счастливые лица и паруса, паруса…

В 2019 году такое привычное состояние цимлянского лагеря туристов-водников скорректировала погода, даже старт одной из гонок пришлось отложить на несколько часов. Но это время не пропало понапрасну – яхт­смены побывали на экскурсии в опорном пункте Всероссийского института виноградарства и виноделия, познакомились с окрестностями и достопримечательностями самого маленького по численности населения города Ростовской области Цимлянска.

«И регата в этот раз прошла здорово, зрелищно и достойно, – рассказал «АиФ на Дону» капитан катамарана «Орлик» Александр Лебеденко. – Понимаете, гонялись не жёстко-корпусные суда, а разборные и надувные. Им не нужно эллингов, причалов и кранов. Оторвался от компьютера и дивана, погрузил яхту в легковушку и поехал на водоём. Мы – парусные туристы. Нас много, и популярность этого вида спорта доказали уже четыре соревнования на кубок «Саркел».

Добавим, что Александр Петрович коренной житель Цимлянска, на воде не новичок, практически каждого коллегу-яхтсмена знает в лицо. Со многими единомышленниками – начальником яхт-клуба «Дельфин» Сергеем Будариным, бывалым яхтсменом Сергеем Власенко, легендой парусного туризма Евгением Коротких – он неоднократно обсуждал проблему развития парусного спорта на родном побережье.

Фото на память после окончания соревнований на кубок Саркел-2019.
Фото на память после окончания соревнований на кубок «Саркел-2019». Фото: Из личного архива Александра Лебеденко

Теперь очень доволен, что инициативу клуба «Саркел» поддержали собратья-туристы из других областей и про родное Цимлянское море, возможности этого водоёма с каждым годом узнают всё больше и больше людей.

А то, что на гонках было круто, и участники регаты пребывали в диком восторге, поверить можно: на воде Цимлы случалось всё, от абсолютного штиля, когда за 10 часов гонки было пройдено всего12 километров, до стремительного финиша в заповеднике, когда скорость лидера  этапа превысила 23 километра в час. Катамаран «Орлик», выйдя на глиссирование, стремительно пересёк финишный створ, навигатор зафиксировал цифру 23,8 км/ч!

…Гонки закончились. По словам организаторов, большинство участников были приятно удивлены акваторией Цимлянского водохранилища, его размерами, красивыми берегами, хорошими ветрами и особенно гостеприимством хозяев регаты. Обещали приехать и в следующем году, потому что и акватория, и организаторы – то, что нужно!

«Спасибо, что, не считаясь с расстоянием, приняли участие в нашем Кубке. Показали мастерство и сплочённость. Гостеприимная цимлянская земля ждёт вас в гости в будущем году», – прощаясь с гостями, сказал глава администрации Цимлян­ского района Владимир Светличный.

Прощай «Саркел-2019», да здравствует «Саркел-2020»!

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах