Примерное время чтения: 8 минут
116

Равнодушные сюда не идут. О работе частных пансионатов для пожилых на Дону

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. "АиФ на Дону" 03/08/2022
У пожилых людей в пансионате самые разносторонние интересы.
У пожилых людей в пансионате самые разносторонние интересы. / Пансионат «Ясная поляна» / Из архива

Мысли о домах престарелых часто вызывают у людей негативные ассоциации. Однако потребность в таких заведениях растёт. В Ростовской области 11 лет назад открылся первый в сети частный пансионат-резиденция для проживания лиц старшего возраста «Ясная поляна». Его создательница Ирина Бородаева в своё время сама столкнулась с необходимостью такой услуги.

Об отличии частных пансионатов от государственных домов престарелых и о том, как в них организована жизнь людей в «Ясной поляне», узнал «АиФ-Ростов».

Меж двух вариантов

– Ирина Ивановна, как пришла идея организовать негосударственные пансионаты для пожилых людей?

– К сожалению, давно прошли времена, когда вечерами за большим столом собиралась вся семья от мала до велика, обсуждая минувший день и строя планы на завтрашний. Люди поздно возвращаются с работы, у них остаётся мало времени для семьи и хозяйственных хлопот по дому. А если ещё и пожилые родственники становятся беспомощными, не могут себя обслуживать и жить самостоятельно, тогда остро встаёт вопрос, решение которого достаточно мучительно для каждого человека. Происходит внутренняя борьба между двумя вариантами. Первый – самостоятельно ухаживать за престарелыми родственниками. Ведь это святая обязанность каждого, и «сдать» близкого человека в дом престарелых сродни предательству. Но нужно оставить работу, ради которой учился и которую долго ждал, при этом сократить и без того короткое общение с детьми и забыть про свои планы. Второй – предоставить уход за пожилым человеком посторонним лицам. Эти мысли знакомы многим, у кого есть беспомощные пожилые родственники. Знакомо и чувство отчаяния от невозможности правильно обустроить жизнь человека, нуждающегося в постоянном присмотре, от неумения правильно ухаживать за ним, от понимания одиночества и отсутствия социума вокруг него.

Вот в таких мучениях выбора и родилась мысль о комфортабельном учреждении, которое ничем не напоминает пугающий всех дом престарелых. Где можно доверить дорогого человека профессионалам. Появление частных пансионатов для пожилых людей, где не только осуществляется уход и присмотр, но и созданы условия для активного общения, интересной жизни подопечных – это один из шагов к новому отношению к старости, которая должна быть до­стойной.

Несколько лет назад я сама оказалась в такой ситуации, когда хотела создать комфортные условия для страдающей деменцией мамы. Ей нужен был социум, относительная свобода передвижения, постоянный контроль, уход и забота. Так в 2011 году появился наш первый пансионат сети «Ясная поляна» в посёлке Рассвет Аксайского района.

– Почему было выбрано именно такое название?

– Оно родилось спонтанно и связано с писателем Львом Толстым, который жил и встретил старость в своей усадьбе Ясная Поляна под Тулой.

– Первые подопечные в вашем пансионате появились сразу же?

– Поначалу многие с недоверием отнеслись к новому виду социальной услуги, опасались осуждения со стороны других людей. Но безвыходность положения заставила перешагнуть эти барьеры и впоследствии убедиться, что все заявленные нами услуги реальны. Посещение пансионатов разрешено без предупреждения, таким образом, выстроена работа клиентского контроля. Со временем мы расширились до пяти пансионатов. Эта социальная услуга сегодня очень востребована в обществе. В процессе работы стало понятно, что параллельно нужно решать и другую задачу – по доставке лежачих резидентов в пансионат, иными словами, организовать перевозку «от койки до койки». Решение этого вопроса взял на себя мой зять Дмитрий Кудыш, создав в 2013 году, которая профессионально обслуживает не только сеть наших пансионатов, но и доставку маломобильных лиц в больницы и на обследования.

– С какими мифами о пансионатах приходилось сталкиваться чаще всего?

– За время нашей работы мнение людей о частном уходе менялось от резко негативного до восторженного. Конечно, при оказании любых услуг есть как добросовестные учреждения, так и не очень. Но фраза «зарабатывают на стариках» режет слух. Я работаю в социальной сфере уже почти 15 лет. Это одна из самых сложных сфер для предпринимательства, где приходится балансировать на грани помощи людям и получения хоть небольшой, но прибыли, которая находится на втором и даже третьем месте. Причём основной доход, а чаще и прибыль, идёт на содержание и улучшение условий в наших учреждениях. В таком бизнесе нет места равнодушным людям и предпринимателям, стремящимся к получению максимальной выгоды.

Забота и внимание

– Какие социальные проблемы вы решаете, занимаясь таким видом бизнеса?

– Наша команда старается найти индивидуальный подход к каждому пожилому человеку. Ведь за плечами у них длинная жизнь со своими победами и поражениями, свой характер и свои проблемы со здоровьем, свой опыт потерь и приобретений. Мы хотим, чтобы наши пансионаты стали местом, где пожилые люди чувствовали бы тепло и заботу, могли вести задушевные беседы, читать литературу, быть участниками праздников, дней рождений, и концертов. Стараемся заряжать пожилых людей оптимизмом и верой в собственные силы. Даём понять, что старость – это не приговор, а лишь новый этап в жизни. Мы и сами не стоим на месте: повышаем квалификацию, участвуем в конференциях, обмениваемся опытом с пансионатами, которые работают в других регионах России.

– Есть ли какие-то ограничения при приёме пожилых людей?

– Так как наше учреждение является уходовым, а не медицинским, то ограничения по приёму, действительно, есть. К нам не поступают лица, нуждающиеся в стационарном медицинском обслуживании, а также с серьёзными психическими отклонениями.

– Как на работе пансионатов сказался период коронавирусных ограничений?

– Ситуация с коронавирусом осложнила жизнь наших подопечных. Ограничила не только наши возможности в выездах за пределы пансионата, но и общение с родственниками. Были периоды полного закрытия пансионатов для посещений. Это было сложное время для всех, но спасали интернет-технологии – видеосвязь, онлайн-мероприятия. Пандемия отразилась на всей сфере: помимо резкого подъёма цен на всё многократно изменялись требования санитарных и противопожарных правил. Перестали действовать привилегии, которыми мы пользовались ранее. Увеличилось количество проверок, приводящих к закрытию некоторых социальных учреждений. В это и так сложное время огромные деньги потрачены на выполнение различных требований, которые постоянно меняются, а мы за ними пытаемся успеть.

– Помогает ли вашей работе государство?

– Длительное время мы существовали абсолютно автономно, самостоятельно решая свои проблемы, которых в социальном бизнесе немало. Наши социальные предприятия остро нуждались в признании государством, разработке нормативных актов, мероприятий, объединяющих подобные учреждения, финансовой под­держке.

Социальное предпринимательство прошло достаточно сложный путь становления и, наконец, получило официальный статус. Это укрепило наши позиции и дало возможность обучения в рамках акселератора, помощь и поддержку в виде вебинаров и консультаций, получения грантов на развитие социального бизнеса. В конце прошлого года мы получили грант на 500 тысяч рублей, который вложили в открытие ещё одного пансионата на Ростовском море. Мы очень ждём от государства не только закрепления за нами статуса социального предприятия, но и продуманной нормативной базы, которая позволит уверенно работать в этой востребованной сфере.

– Наверное, не просто подбирать сотрудников для работы с пожилыми людьми?

– В нашем деле не бывает случайных людей. Понятно, что каждый идёт на работу за деньгами. Но если человек пришел к нам, значит, внутри что-то ведет его в то место, где он нужен. Где может реализовать какую-то часть себя. Здесь работает сильная привязанность к нашим клиентам. Сотрудники даже привозят из дома какие-то мелочи, которые могут порадовать пожилых людей. Административные работники тоже принимают участие в жизни пансионата, присутствуют на праздниках, сопровождают на экскурсиях, придумывают для резидентов интересные занятия, знают их проблемы. Равнодушные к нам не идут, конечно.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах