Замок на двери вокзала
В советское время, 60-х годах, на вокзале Мальчевской работало два буфета. Некоторые пассажиры дальнего следования успевали здесь так «набраться» горячительных напитков, что потом бежали и догоняли свои вагоны, а некоторые и вовсе опаздывали. Факт похож на правду, ведь отсюда одни поезда шли прямо – по российской стороне, а другие - поворачивали на украинское направление. Поэтому и была развилочная остановка.
Но уже два года на Мальчевской тишь. Курсирует только одна электричка Шептуховка – Лихая, которая делает короткую остановку рано утром и поздно вечером.
В декабре исполнится два года, как в России ввели в эксплуатацию участок железной дороги Журавка – Миллерово, построенную, чтобы поезда направления Москва – Юг России не проходили по участку дороги Украины.
Новую ветку возвели в 30 км от российско-украинской границы, в результате чего российские станции Чертково, Шептуховка и Мальчевская оказались отрезанными от транспортной дороги Центр – Юг.
Станция Мальчевская сегодня представляет собой закрытое на замок здание железнодорожного вокзала и горы мусора на остановочном комплексе платформы. Пешеходный переход постоянно пересекают местные жители, многие тащат за собой велосипеды.
«Стратегический» объект…
Зал ожидания симпатичного вокзала пустует. Железнодорожники дежурят в рядом расположенном модульном здании, похожем на строительную бендежку, с маленьким окошком на решетках. Мы привлекли их внимание. К нам подходит бдительный молодой человек в красной спецовке, спрашивает кто мы и что. Я включил диктофон и задаю вопросы, но железнодорожник со словами «Я не буду ничего говорить!» быстрым шагом удалился. Вслед за ним появилась, видимо, начальник станции, стала кричать на нас, требовать разрешения на съемку. Женщина, не представившись, пригрозила вызвать полицию, аргументируя тем, что «это стратегический объект и находиться здесь журналистам можно только с разрешения».
Я обошел здание вокзала. В торце строения оказалась жилая комната, где дежурил Андрей, как он представился, специалист СЦБ – регулировщик устройств сигнализации для обеспечения безопасности движения поездов.
«С момента переключения движения поездов на другой участок в нашей работе на Мальчевской мало что изменилось, - рассказал железнодорожник. – Как работало восемь человек, так и осталось. Только теперь наша смена обслуживает и соседнюю станцию Боченково, по которой идут все поезда. Какова судьба здания вокзала и всей станции – я не знаю».
Подъехали к нам и полицейские, с ними получилась доброжелательная беседа.
«Разрешения на съемку ж.д. станции, конечно, никакого не требуется, - с улыбкой разъяснил офицер-уполномоченный. - Тем более, когда она практически не работает. Станция Мальчевская в последние десятилетия не имела какого-то градообразующего значения для станичников, потому что поезда здесь проносились мимо. В отличие от Чертково. Вот эта станция – да, сильно экономически пострадала от переезда участка дороги. Но у нас, миллеровской полиции, в связи с новым участком ж.д. работы точно прибавилось – увеличилось расстояние обслуживания территории, теперь она 70 км».
«Может, с Луганска пустят к нам поезда?»
Жители маленькой Мальчевской, а здесь проживает 3,4 тысячи человек, видят и плюсы, и минусы в том, что они оказались отрезанными от магистрали Центр – Юг. Станичники пообщались с нами.
Татьяна Чередниченко считает, что из плюсов то, что стало тихо и безопасно – за детей теперь селяне не переживают, что под поезд попасть могут. Но переход через пути все такой же неудобный.
«Каждый раз таскаю велосипед на себе, когда перехожу железную дорогу, - говорит она. - Ступеньки на платформе высокие, ладно, сейчас пустая, а оттуда буду ехать груженная. Было время, что с бутылками молока под поездами пролазила».
«Я здесь с 74-го года, останавливался тамбовский поезд, можно было поехать в Чертково на нем, теперь стало хуже, одна электричка ходит, но добавили маршрутных такси, - делится пенсионерка Екатерина Бордакова. - Мы привыкли к шуму, постоянно через каждые 5-10 минут проезжали поезда, теперь как-то непривычно - стало тише. Вокзал отремонтировали и закрыли, теперь билеты мы приобретаем в самой эклектике. Иногда заглядываешь в бендешку железнодорожников, спрашиваем, опаздывает ли электричка. Зимой я боюсь на электричку выходить, состав в 5 утра идет, а приезжает в 11 часов вечера, а у нас алкашей валом ходит».
Задаю вопрос: «Хуже или лучше стало?»
«Грузовые поезда подвозили зерно на элеватор, цистерны на нефтебазу заворачивали, угольный склад был, движение было и работа у людей, - поясняет пенсионерка. – А теперь посмотрите - некому убирать мусор у платформы, розы росли на клумбах перед вокзалом. Сорную траву косили, а теперь станция мусором и бурьяном обросла».
Мальчевская известна в округе тем, что под поездами здесь не редко погибали люди, ведь безопасного перехода через пути здесь не предусмотрено.
«Увы, это правда, - подтверждает Екатерина Бордакова. – Помню, как двое девчат приехали в станицу. Мы-то привыкли, что товарняки часто стояли на станции и знали момент, когда под вагоном можно было пролезть. А они не успели проскочить, погибли. Еще помню случай, я тогда на угольном складе работала. На наших глазах подростка сбило составом. Кричали ему, кричали, а он не увидел, вышел из-за стоящего вагона и его накрыло»…
Станичница считает, что минусов больше от ситуации.
«Раньше я могла в Каменск-Шахтинский ездить к сыну и внуку на электричке, она удобно ходила – в обед, сейчас же придумали в 5 утра. Ничего хорошего. У меня сын в Москве на заработках, когда он дома – приезжал ко мне по хозяйству помочь, а теперь не ездит.
Она добавляет: «Может, с Луганска пустят к нам поезда, удобнее будет нам?»