Примерное время чтения: 5 минут
1351

Красный барон авиации. Как итальянец проектировал в Таганроге самолеты

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. "АиФ на Дону" 19/07/2017

Итальянский барон Бартини запомнился работникам Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г. М. Бериева как на редкость интеллигентный человек.

Голоса никогда не повысит. Душа компании. Джентльмен: белая шёлковая косынка вокруг шеи, заколотая булавкой с камнем. Непременно вставал, когда  входила женщина. 

Красный барон авиации

- Полное имя Бартини - Роберто Орос ди Бартини. Появился на свет 14 мая 1897 года. Существуют 2 версии его рождения. По официальной - он родился в семье секретаря итальянского посольства в Австро-Венгрии. По другой - в семье барона, - рассказывает Валентина Ратник, старший научный сотрудник Историко-краеведческого музея г. Таганрога (Дворец Алфераки). -  Но это не доказано, поскольку биографы Бартини не нашли упоминания о роде ди Бартини.


Как бы то ни было, Роберто рос необычным ребёнком. Одинаково хорошо рисовал и правой, и левой руками. Как-то мама две недели читала ему «20 тысяч лье под водой» на немецком. За это время он немецкий язык выучил. Правда, читал только перевёрнутый текст - именно так лежала перед ним книжка. Роберто увлекался естественными науками, проводил сложные химические опыты, штудировал учебники по физике, биологии. Но любовью его жизни стала авиация. На 16-летие отец  подарил юноше аэроплан. Потом была лётная школа в Милане, но во время тренировочного полёта произошла авария. К удивлению преподавателей  Бартини, находясь в тяжёлом состоянии, смог посадить самолёт. «В рубашке родился» - развели руками врачи. Однако, с полётами было покончено.  В 1914г. Бартини призвали в австрийскую армию. Во время знаменитого «брусиловского прорыва» он попал в плен и оказался на Дальнем Востоке. За 4 года, проведённых в неволе, Роберто в совершенстве выучил  русский язык.  А когда в 1920г. вернулся на родину, то вступил в компартию Италии, закончил Миланский политехнический институт, а капиталы отца завещал итальянским борцам за свободу.
Когда к власти пришел Муссолини, очень не любивший коммунистов, Бартини бежал в СССР. В Союзе его стали называть Красным бароном. Нашлось применение талантам барона: его назначили главным конструктором НИИ гражданского авиафлота. Среди авиаконструкторов Бартини известен как гениальный разработчик. Ему хватало взгляда на чертёж, чтобы заметить неточности. Но из 60 разработанных аппаратов 5 воплощены в металле, 4 поднимались в воздух, и только один строился серийно. Уж слишком опережали своё время творения Бартини.… Ещё в начале 40-х он разработал реактивный самолёт, который мог летать со скоростью 2400 км/ч. «Невозможно! - заявили советские конструкторы. - Без винта самолётов не бывает».…  Но очень многие новаторские идеи Бартини легли в основу современного самолётостроения.  «Непонятый гений советской авиации», - так написал о Роберте Людвиговиче авиаконструктор Антонов.

А потом Роберто Бартини обвинили в шпионаже в пользу Муссолини, от режима которого он когда-то бежал. Отсидел 8 лет. «Из тюрьмы отец вышел с переломанными пальцами, - вспоминает Владимир, сын Роберто Людвиговича. - И хотя в детстве у него была собака, он больше не мог слышать собачьего лая...»

Шарашка для «итальянского шпиона»

В 1946г.  Бартини прислали в Таганрог. Здесь на территории завода им. Димитрова располагалась «шарашка» ОКБ-86. В одном из ангаров оборудовали конструкторское бюро, рядом построили барак и сторожевую вышку - наблюдать за 126 инженерами - «зэками». Возглавил ОКБ Роберто Людвигович. Не сломался, выдержал. Его запомнили таким: «потёртое кожаное пальто, карманы оттопырены, полны надорванными пачками «Беломора». Но на шее - шёлковая белая косынка, заколотая булавкой с прозрачным камушком». С заключёнными работали «вольные», среди них инженер Валентина, которая впоследствии стала женой Бартини и родила ему сына.

После освобождения Роберто стал главным конструктором по гидроавиации ВКБ им. Бериева. А в 1968 году вышла его статья о теоретической физике, которая наделала много шума в научных кругах. Бартини перевернул представление о времени и пространстве, утверждая, что мир не трёхмерен, а шестимерен. Это заявление было слишком  новаторским для того времени.…

Роберто Людвигович, несмотря на то, что у него была семья, жил всегда один. Работал под тихую музыку в затемнённой комнате. Легко ориентировался в чудовищном беспорядке своей квартиры, где всё было завалено чертежами и расчётами. Когда он умер, его бесценный архив пропал. Существует легенда, по которой Роберто запаял бумаги в ящик и завещал вскрыть в 2197 году, именно тогда его идеи смогут достойно оценить. 

Думал ли Роберто о возвращении на родину, в Италию? Этого никто не знал. Во всех анкетах в графе «национальность» Бартини писал «русский». Говорил, что клетки человеческого организма полностью обновляются каждые 10 лет. Прожив в России 40 лет, шутил, что ни одной итальянской молекулы в нём не осталось.

Кстати

В 1933 году на созданном Бартини самолёте «Сталь-6» был установлен мировой рекорд скорости - 420 км/ч. На базе уже созданной машины был спроектирован новый истребитель «Сталь-8», однако проект был закрыт, так как не соответствовал тематике гражданского авиастроения. Когда Бартини было почти семьдесят лет, он начал разработку новаторского проекта самолёта-амфибии «ВВА-14». Аббревиатура ВВА расшифровывается как Вертикально Взлетающая Амфибия, а 14 означает количество двигателей: 2 маршевых и 12 для взлёта и посадки. Идея вертикально взлетающей амфибии сама по себе необычна, но дело в том, что этот самолет должен был стать первой ласточкой нового мира, в который верил конструктор  Бартини.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах