Высшее техническое образование в стране много лет считалось престижным, инженерная специальность - востребованной и высокооплачиваемой, а в технические вузы можно было поступить, только пройдя конкурс.
А потом наступили печально известные 90-е. Отечественная промышленность, в том числе и оборонка, где были сосредоточены наиболее профессиональные инженерные кадры, стала быстро разваливаться. Многие инженеры, потеряв работу, навсегда ушли из профессии. Возникли другие приоритеты. Потребовались юристы, бухгалтеры, экономисты. В вузы, готовящие таких специалистов, и хлынула молодёжь.
Нужны кадры
И сегодня мы пожинаем плоды этой провальной политики последних десятилетий не только в области образования.
- Заделы советского времени явно закончились или заканчиваются по многим направлениям. Куда ни приедешь, везде на крупных передовых предприятиях один и тот же вопрос с кадрами, и прежде всего с инженерными. Их явно не хватает. И это становится ограничителем экономического роста, - эти слова Президент Владимир Путин произнёс в прошлом году на одном из заседаний Совета при президенте по науке и образованию, которое было посвящено сугубо вопросам подготовки инженерных кадров.
Но, оказывается, всё-таки есть свет в конце туннеля. По данным Минобразования РФ, в последние годы стал заметно расти конкурс на инженерные специальности. Прежде всего на те, по которым готовят кадры для авиационной, атомной промышленности, строительства и оборонных предприятий.
Детей надо просвещать
Государство делает ставку на инженеров. В 2014 г. опять увеличили число бюджетных мест для технарей. Но мечтают ли дети быть инженерами?
- Часто наблюдаю ситуацию: в приёмную комиссию мама приводит здорового парня - поступать на экономику, - говорит Татьяна Бешененко, ответственный секретарь приёмной комиссии Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». - Я убеждаю всех, что будущее за инженерными специальностями. Одно дело - экономист в области металлургии, а просто экономист кому нужен? Гуманитарное образование можно потом и самостоятельно получить, а вот техническое – не получится. У родителей после беседы открываются глаза. Детей надо просвещать ещё в школе. Хотя конкурс на технические специальности растёт.
Воспитаем сами
По словам директора по персоналу завода «Ростсельмаш» Дениса Радионова, учитывая серьёзность проблемы кадрового голода, предприятие ещё в 2005 году начало построение собственной системы подготовки кадров. Например, чтобы набрать способных конструкторов, завод активно стал привлекать для работы в конструкторских бюро студентов технических вузов. Выполняя несложные проекты, ребята не только зарабатывали, но и втягивались в производственный процесс. Однако, как утверждает Д. Радионов, собственная система подготовки квалифицированных кадров покрывает потребности предприятия на 60%. «Конечно, каждому предприятию хотелось бы получить готового специалиста, не прикладывая никаких усилий - заключает топ-менеджер, - но это в настоящий момент практически не реально».
Социологи Высшей школы экономики провели интересное исследование, касающееся тех молодых людей, которые выбирают инженерные специальности.
Молодым инженерам, по мнению социологов, менее присущи индивидуализм и демонстративное потребление, нежели их сверстникам, например, из экономических вузов. Инженеры более преданы делу, не боятся ответственности, ценят работу в команде и не преувеличивают значимости денег. На фоне своих сверстников они выглядят весьма достойно. Их трудовые ценности сбалансированы и моральное удовлетворение от работы ничуть не менее значимо, чем доходы. И они не готовы с ходу поменять свою работу на пусть и доходное, но неинтересное дело. Исследование проведено среди 23-26-летних инженеров, работающих на предприятиях авиационной индустрии, нефтеперерабатывающей и энергетической промышленности.