«На моё счастье жена сейчас целыми днями пропадает на работе. И я спокойно творю», - усмехается известный композитор, профессор Ростовской консерватории имени Рахманинова Леонид Клиничев.
Недавно на сцене Мариинского театра показали монооперу маэстро «Анна», посвящённую судьбе великой поэтессы Анны Ахматовой. До того спектакль с оглушительным успехом прошёл на сценах театров оперы и балета Владикавказа и Нижнего Новгорода.
Впрочем, «Анна» не первое произведение Леонида Клиничева, поставленное на сцене Мариинки. В 2014 году театр представил его оперу «Бэла» по поэме Михаила Лермонтова. В этом году искушённые питерские зрители услышат в Мариинском театре оперы ростовского композитора: «Казаки», «Страсти по Марине» (о Марине Цветаевой) и «Маленький принц».
Леонид Клиничев. Родился в 1938 г.
Окончил Ташкентскую государственную консерваторию и аспирантуру Московской консерватории им. П.И. Чайковского.
Автор балета «Тихий Дон», опер «Цыган», «Драма на охоте», «Анна», «Страсти по Марине», «Казаки» и др., произведений для хора, симфонического оркестра, фортепиано.
Любовь и разлука
Виктория Головко, «АиФ на Дону»: Леонид Павлович, поздравляем вас с успехом «Анны» в Мариинке!
Леонид Клиничев: Я рад, что спектакль приняли очень тепло. Зал был набит битком. Меня покорило, что среди публики было очень много молодёжи. Получается, интерес к судьбе талантливых поэтесс, их стихам питают и молодые люди.
- У вас за плечами уже две оперы о жизни известных поэтесс. Вы настолько неравнодушны к поэзии?
- Скорее, оказался на этой стезе случайно. Сотрудничество с Мариинским театром и существующей при нём Академией молодых певцов началось с того, что мне предложили сочинить оперу (и музыку, и либретто) об Анне Ахматовой. Поскольку моё произведение пришлось театру по вкусу, заказали оперу о Марине Цветаевой.
Поначалу я даже уклонился от ответа. Боялся, что это будет по сути повторением «Анны»... Надо рассказать о биографии человека, его поэзии. Но, по счастью, придумал иной сюжетный ход. В «Анне» - жизнь поэтессы от начала до конца. А в «Страстях по Марине» действие начал с момента, когда у Цветаевой арестовывают мужа и дочь. И во главе угла - неустроенность её жизни, отчаяние, страх за судьбу близких... А ещё это опера в письмах. Из-за кулис звучат отрывки из её дневника и писем, отправленных во второй половине жизни. В некоторых - малоизвестные широкому читателю события жизни Цветаевой. Например, совершенно умопомрачительная любовь, которая была у неё в эмиграции, в Чехии, с белым офицером Родзиковским. И она каким-то страшным усилием воли ради детей, мужа порвала с ним. Писала: «На костях своих близких счастья не построить».
Кстати, на этом мои «женские оперы» не кончились (усмехается). Не так давно Мариинский театр решил продолжить цикл небольших произведений об известных российских женщинах-поэтессах. Так что сейчас работаю над оперой о Зинаиде Гиппиус, а в ближайших планах - сочинение, которое будет посвящено Белле Ахмадулиной.
- Слышала, либретто для одной из ваших опер написала дочь - Мадина.
- Мне неловко расхваливать дочь. Но у неё и впрямь получилось неплохое либретто к «Маленькому принцу» - первой моей опере для детей. Часть повести Антуана Сент-Экзюпери Мадина переложила на стихи. Это нелёгкая работа... Всё хорошо, кроме одного: либретто вышло уж слишком добрым, бесконфликтным, какова, собственно, и моя дочь (смеётся). Так что пришлось его слегка подправить.
Страсти по тихому Дону
- Многие не позавидуют вашему образу жизни. Вы прослыли затворником. Когда пишете, можете неделями не выбираться из дому... Заснуть удаётся не всегда: мешает музыка...
- Знаете, всё это так. Когда что-то долго не получается, думаю: «Какого чёрта? Мог бы просто преподавать...» Но если музыка начинает звучать в твоей голове, это окупает все творческие муки.
Вот придёт полноценное тепло, начну выбираться на улицу. И буду гулять там, где много старых деревьев и старых домов...
- Вам не раз предлагали перебраться в Москву, за границу. Но вы даже самым соблазнительным предложениям предпочли Ростов, хотя коренным жителем донской столицы не являетесь.
- Я родом из Крыма. Долго жил в Ташкенте, Москве. Интерес к донской земле возник благодаря «Тихому Дону». Это была любимая книга в нашей семье!
Когда учился в Московской консерватории, мною завладела мечта поехать туда, где жил писатель, побродить по станицам, вживую послушать песни, звучавшие в «Тихом Доне». Была, правда, и ещё одна причина. Я страшно не люблю суету, богемную жизнь... А в Москве у меня появилось много приятелей. Тянули на вечеринки. И я понял: если ничего не изменю, меня ждёт пустая-пустая жизнь.
И словно кто-то свыше меня услышал. После аспирантуры меня пригласили именно в Ростовской консерватории возглавить отделение композиции.
Незабываемая ночь в Музыкальном театре Ростова | Фотогалерея
- Но собирать песни по донским станицам уже не стали?
- Отчего же? За пять лет объездил половину области. Цимлянск, Романовская, Вёшенская, Каргинская, Казанская... А ещё обошёл десятки хуторов. Путешествовал летом поначалу со студентами. Потом два года один. Зачастую именно ходил. Войдя в хутор, у прохожих спрашивал: «Кто тут у вас поёт?» Мне с готовностью объясняли. Ночевал где попало. Однажды не рассчитал своих сил. Темнота застала в степи. Тогда переночевал прямо на земле у дороги.
Зато записал на магнитофон, который носил в своём рюкзачке, больше 400 народных песен! После часть из них использовал в своём балете «Тихий Дон», который шёл на сцене ленинградского театра им. Мусоргского.
После я всё же возвращался в Москву, но потом вновь приехал в Ростов, о чём никогда не жалел. Композитору, мне кажется, противопоказаны любые столицы с их суетой...
Потом сказала своё слово госпожа Удача: меня познакомили с известной итальянской женщиной-импресарио. Мне пошли заказы со всех концов Европы. Писал фортепианные концерты, мессы, хоровую музыку. В 90-х, когда разразился кризис, из Шотландии даже прислали конверт с деньгами на дорогу до Глазго: были уверены, что буду работать там. Я подумал и послал телеграмму, что отказываюсь. Понял, что посвятить жизнь обработке чужой музыки да и сочинять на чужбине не смогу.
Грустная мелодия
- В Европе музыка Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева, не говоря о Чайковском или Римском-Корсакове, очень популярна, а в России филармонические залы наполовину пусты...
- Я никогда не забуду, как один чиновник от культуры сказал: «Народу симфонии не нужны». И немало его коллег думают так же...
20% классической музыки, звучащей на всей Земле, - российская! Это очень много. Но при этом у нас культурная среда обросла комом проблем. Культура финансируется по остаточному принципу... Или возьмите такой факт: во времена СССР в стране было огромное количество фабрик, где выпускали пианино. Сегодня по всей России их нет ни одной... Практически все музыкальные инструменты импортные. Да, это результат разрухи 90-х годов... Но ведь с того момента столько лет минуло, а ситуация не переменилась.
Далеко не всегда выпускники музыкальных вузов востребованы... Нередко молодые и устроятся по специальности, но вскоре из-за нищенских зарплат перегорают и машут рукой на высокое искусство. Уходят в другие профессии.
А что касается того, как пропагандировать искусство... В Европе сейчас популярны лекции для детей и родителей, во время которых приучают к красоте классической музыки, объясняют, как её надо слушать. Лекции крутят по центральным каналам! Вот такая пропаганда и нам бы не помешала...
Хотя люди к настоящему искусству уже тянутся. В Ростовском Музыкальном театре аншлаги. Так что немало зависит и от того, с какой самоотдачей трудятся в каждом конкретном учреждении культуры.