В донской столице уже несколько лет делают цистерны, магистральные полуприцепы, зерновозы и сельскохозяйственную технику. Они отправляются работать по всей стране, от юга до Крайнего Севера и даже за границу. Но любую технику делают люди.
О том, почему сложно найти квалифицированного рабочего и как его правильно выбрать, корреспонденту rostov.aif.ru рассказал мастер участка сварки магистральных прицепов ростовской компании «Бонум» Александр Ефименко.
Бросать работу не хочу
На производстве наш герой работает с 2015 года — начинал обычным сварщиком, стал бригадиром, а затем мастером участка сварки будущих магистральных полуприцепов. Специально карьеру не делал, всё было естественно.
«Тогда, восемь с половиной лет назад, ещё всё только начиналось, и у нас было не так много нужного оборудования, — вспоминает Александр Ефименко. — Теперь же работать стало комфортнее: есть новые станки, вращатели. У нас много разных инструментов, в том числе сварочные аппараты. Лонжероны — основной силовой элемент будущего полуприцепа, который идёт вдоль него, вообще делает автоматическая сварка. И вместо двух человек им теперь занимается один, наблюдая за работой автомата».
По словам ростовчанина, на производстве бывает всякое — и легко, и тяжело. Но никогда не бывает скучно и монотонно.
«Вообще, я считаю, что сварщик — это практически скульптор, — говорит Александр Ефименко. — Он делает из ничего важные вещи. Например, есть две разные детали и из них надо сделать узел. Мы его варим, накладываем швы. Получается, как гипс, шов ложится аккуратно. Иными словами, берём простые железки, то есть полуфабрикаты и у нас выходят полуприцепы. Потом они ездят по нашим и зарубежным трассам с грузами. Это очень необычное ощущение — и мне оно нравится. Поэтому не собираюсь бросать свою работу».
Стало много самоучек
Среднестатистический день мастера участка сварки сегодня проходит так. Утром Александр приходит на работу и получает задание в специальном инфоцентре предприятия. Затем он собирает своих подчинённых, рассказывает про технику безопасности, даёт общую информацию и распределяет по рабочим местам, выдавая сменные задания.
«Люди разные, нужно общаться, находить подход к ним. Естественно, всю работу участка я контролирую в течение дня, особенно технику безопасности. Кроме того, на линии, например, может не хватать каких-то запчастей — общаюсь со складом, чтобы они всё вовремя доставили», — рассказывает ростовчанин.
На участке сварки, где работает Александр Ефименко, делают черновую деталь. Потом её отдают на обработку в дробеструйную камеру, то есть обработку металла струёй небольшой дроби диаметром полмиллиметра. Ударяясь о поверхность, она очищает будущий полуприцеп от коррозии. Затем маляры занимаются окраской, потом ведётся сборка. Позже в отдельном цеху ставят оси, и c производства выходит готовая продукция.
Ростовчанин уверен, что важно обучать людей рабочим профессиям.
«Я также занимаюсь собеседованием кандидатов и вижу — есть много людей-самоучек, которые учатся параллельно с работой», — отмечает Александр Ефименко.
Перед приёмом мастер спрашивает у человека, какие швы он может варить. После этого даёт ему образец — смотрит, как потенциальный сотрудник двигает рукой, что получается на выходе.
«Если шов не очень качественный, то я не могу доверить ему работать самостоятельно, только под руководством опытного наставника. В дальнейшем при должном старании кандидат может вырасти в профессии, — говорит Ефименко. — Раньше с этим было проще: работало много профтехучилищ. Во всех СМИ говорят и пишут, что сварщики сейчас крайне важны. Может, государство будет дополнительно спонсировать такие учебные заведения? Ведь нужно, чтобы у страны были не только менеджеры, посудомойки, но и слесари, сварщики. Сейчас таких возможностей для молодёжи я, к сожалению, почти не вижу».