Власти сдвинули сроки строительства Багаевского гидроузла в одноимённом районе Ростовской области. Как сообщает издание «РБК. Деньги», выделенные на него и Нижегородский гидроузел средства пойдут на другие цели. Будет ли вообще реализован этот проект?
Река Дон входит в состав международного транспортного коридора «Север-Юг», который соединяет Балтийское и Чёрное моря и обеспечивает выход водного транспорта России в Евросоюз. Для увеличения глубины, что позволило бы перевозить более масштабные грузы, ещё в советские годы здесь планировалось строительство Багаевского и Аксайского гидроузлов.
О проекте первого из них всерьёз заговорили в последнее десятилетие. Однако у проекта оказалось много противников.
Глубже - лучше
Проект строительства был включён в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Общая стоимость гидроузла с учётом обустройства водохранилища должна была обойтись в 22 млрд рублей. Эта сумма сопоставима с инвестициями в строительство аэропорта Платов и больше, чем было потрачено на стадион «Ростов Арена».
Первый этап строительства начался в апреле 2018 года. По словам тогдашнего министра транспорта России Максима Соколова, гидроузел увеличит пропускную способность Волго-Донского канала, обеспечит безопасность судоходства и позволит приступить к оздоровлению Цимлянского водохранилища. Глубина судовых путей после постройки гидроузла составит не менее четырёх метров - это позволит отправлять по реке более загруженные суда.
Тогда же губернатор Ростовской области Василий Голубев отмечал, что Багаевский гидроузел позволит обеспечить несколько населённых пунктов бесперебойным водоснабжением, рыболовством, мелиорацией.
Селёдки не будет?
«Багаевский гидроузел не решает проблем водного транспорта. Пропускная способность водного пути не возрастёт. Потребуется дополнительное шлюзование, а в нижнем бьефе гидроузла проблемы останутся», - считает президент некоммерческого партнёрства «Национальный центр водных проблем», доктор технических наук Владимир Кривошей.
По его мнению, грузопотоки переходят на другие виды транспорта, где себестоимость и условия перевозки грузов существенно лучше. Иными словами, грузов для роста перевозки водным транспортом нет, и в перспективе не ожидается. А резервы действующих сооружений существенно превышают фактическую загрузку.
Словом, строительство Багаевского гидроузла нарушает базовый принцип гидростроения в России - комплексность использования водных ресурсов. Реализация проекта нанесёт урон экологии, экономике и населению.
По мнению экологов, проект может поставить крест на нерестилищах рыб в этой зоне, в частности на популяции донской селёдки. Расстояние, которое мальки этого вида проплывают до попадания в Таганрогский залив, сократится со 150 до 70 километров.
«Часть нерестилищ рыб будет затоплена и прекратит существование. Маловероятно, что река восстановится, поскольку потребуется проведение больших объёмов дноуглубления», - добавляет Владимир Кривошей.
Конкурс не прошёл
В августе 2019 года Росморречфлот предложил перераспределить 12,6 млрд рублей, выделенных на строительство Багаевского и Нижегородского гидроузлов в пользу нацпроекта «Безопасные и качественные дороги».
При этом власти опровергли слухи об остановке строительства Багаевского гидроузла: речь идёт только об отставании от графика работ. Их нужно было закончить к концу 2018 года, однако срок перенесли из-за нереста и ската молоди рыбы.
«Это довольно рутинная процедура. В дальнейшем, когда стройка войдёт в обычный ритм, состоится обратный трансфер», - рассказал министр транспорта Ростовской области Андрей Иванов.
Тем не менее, в мае 2019 года на конкурс на реализацию второго этапа строительства не поступило ни одной заявки.