101

Рисовый хлеб и рисовая каша. Как справляют свадьбу донские корейцы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. "АиФ на Дону" 29/09/2020

Массовая миграция корейцев на донские земли началась во второй половине XX века. Корейская диаспора обрела в южном регионе России вторую родину. Корейцы даже не смогли сохранить в быту свой родной язык, но зато уберегли культурные традиции.

Для того чтобы корейское население Дона смогло сохранить родной язык и не забывало историю своего народа, в сентябре 2001 года в Ростове-на-Дону был основан корейский образовательный центр. В настоящее время сюда приходят обучаться не только сами корейцы, но и представители других народов южной столицы, увлечённые корейской культурой.

В жизни каждого корейца по-прежнему три главных семейных праздника – годовщина рождения, 60-летний юбилей и, конечно же, свадьба.

Зачем на корейский свадебный стол ставится петух, чем свадебные церемонии ростовских корейцев отличаются от прочих и зачем невесте чемодан, рассказала директор Ростовского-на-Дону корейского культурно-просветительского центра Рима ЦАЙ.

Мужское дело

– Раньше невесту и жениха своим детям выбирали родители, обязательно равную себе по социальному положению. Представители молодого человека посылали дары в дом девушки, и, если её семья принимала эти подарки и не возвращала обратно, можно было ехать на сватовство. По корейским традициям, свататься можно было только до обеда и только мужчинам (жених со своим отцом и дядей), причём обязательно в нечётном количестве. Они с собой приносят курицу, сладкое, спиртное и фрукты, – вспоминает Рима Цай.

Как и у других восточных народов, у корейцев при сватовстве также учитывалась совместимость будущей пары по астрологическому гороскопу. Удачный договор между семьями завершался поклоном молодых родителям, дедушке и бабушке. Дальше начиналось застолье, а невеста варила принесённую сватьями курицу в доказательство того, что готова стать хозяйкой, удачно приготовленным считался прозрачный и чистый бульон.

Чемодан для невесты

Ченчи (помолвки) проводятся не всегда. Брачующиеся стороны решают между собой проводить помолвку или нет. В этот день знакомятся родственники молодых. Родные со стороны жениха приходят в дом невесты. Они приносят с собой угощения, а также подарки для молодой, которые подписывают и кладут в чемоданы заранее. Потом эти подношения вручают невесте, озвучивая, от какого родственника тот или иной подарок. Например: вот это полотенце прими, невестка, в подарок от матери жениха. А дарить было принято, в основном, ткани, полотенца, постельное бельё и часы. После этой церемонии начиналось знакомство родственников, а потом застолье. В этот же день невесту забирали в дом жениха, и молодые уже считались мужем и женой.

Фото: Ростовское отделение Корейского культурного центра

Сохранить зеркало

Свадебное торжество проводилось в один день. В связи с обстоятельствами тех времён у донских корейцев не было возможности сохранить свой традиционный свадебный наряд, так что замуж девушки выходили в обычных платьях, которые принято носить в со­временном обществе.

– По традиции, в день свадьбы забирать невесту едет нечётное количество родни со стороны жениха (сватов – усикундыри), а вот представителей девушки должно быть больше на два человека. Невесте следовало заранее подготовить прикрытое покрывалом зеркало, что служило символом чистоты и непорочности. Зеркало вместе с приданным в дом жениха везёт одна из женщин со стороны молодой. Было очень важно его не разбить – считалось, что мира в доме тогда не будет, – рассказывает Рима Цой.

По приезду невеста, выходя из машины, сразу же наступала на мешок с рисом, который подкладывали ей под ноги представители жениха, чтобы в доме был достаток. Далее, по застеленной тканевой дорожке в знак долгой счастливой жизни девушка направляется к своему новому дому. Возле ворот тем временем уже должна была стоять та самая женщина с зеркалом. Когда свекровь выходит встречать невестку, они обе должны одновременно посмотреть в это зеркало и улыбнуться друг другу. Тогда и отношения между ними будут мирными. Войдя в дом, невеста с женихом обязательно должны были поклониться родителям жениха, а те в свою очередь говорили молодым напутственное слово.

Петух на счастье

А дальше начиналось застолье. Накрывается общий стол жениха и невесты и идёт разделение сторон, стол на стороне жениха накрывают представители невесты, а сторону невесты накрывают представители жениха. Блюда на стол ставились в нечётном количестве. В обязательном порядке должны были стоять по одному петуху на каждом столе. В клюв «свадебного петуха» клали стручок красного перца – это символ удачи, счастья и богатства, а сам петух символизирует многодетность. Основными блюдами являлись также рисовый хлеб, салаты и мясные блюда.

На следующее утро после свадьбы невеста должна была встать раньше всех в доме и приготовить завтрак – рисовую кашу. В этот день собиралась вся её новая родня по линии мужа. Если перед свадьбой был проведён ченчи, то сторона невестки в ответ делала сямири, то есть несла угощения и готовила подарки всем представителям жениха. Когда девушка вручала подарки родственникам, те взамен дарили девушке деньги.

Традиционнее западных

В наше время в каких-то семьях молодые могут прислушаться к советам старших, но выбирают будущих супругов, как правило, самостоятельно. Женятся и влюблённые из разных социальных слоёв, и межнациональных браков сейчас достаточно много. И всё же, в отличие от современных урбанизированных корейцев донские корейцы донесли до со­временности многие свадебные традиции.

– Так, например, сохранился обряд сватовства, несмотря на то, что с будущей невесткой и зятем родителям молодых удаётся познакомиться заранее. Также, как и предки, донские корейцы сватать невесту отправляют нечётное количество мужчин, с собой они везут варёную курицу, спиртное и сладости. В родительский дом девушки представители жениха заходят, приговаривая: «Слышали, у вас есть дочь-красавица на выданье». Теперь для знакомства в дом можно приглашать и маму молодого человека, но только после того, как мужчины отдали все дары. Сохранилась примета и со «свадебным петухом», и с чётным количеством блюд на столах, и кашу на второй день свадьбы тоже варят, вот только теперь её чаще готовят старшие в доме, а невесте дают отоспаться. Что касается ченчи, то сейчас, как правило, отказываются от проведения этого дня, слишком затратно. Нынче принято дарить золото и одежду. А ещё у современного поколения появилась тенденция заказывать на свадебное торжество ханбок – корейскую национальную одежду. Как правило, молодые надевают её перед тем, как совершить поклон родителям, – перечисляет Рима Цай.

Влияние Дона

Однако многие ритуалы донские корейцы переняли и у окружающих народов: выкуп невесты, бросание букета, свадебный костюм. В современной же Южной Корее сейчас принято проводить более американизированные церемонии. Свадебное торжество длится, как правило, около получаса. Молодые заказывают зал для бракосочетания, жениха и невесту перед тем, как они выйдут к гостям, представляет ведущий, девушку к алтарю ведёт отец, после бракосочетания приглашённые проходят в банкетный зал, где их ждёт лёгкая закуска, а молодожёны сразу же отправляются в свадебное путешествие.

И вот ещё одно отличие: кореянки, живущие на родине, замуж выходят в 30–35 лет, так как уделяют большое внимание образованию и карьере, а на Дону семьи создают и в 18, и в 20 лет.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах