Читала, что в правительстве Ростовской области собрались с 2025 г. заняться возрождением региональной авиации. Нужна ли она области вообще, и где планируется расположить аэропорты?
Мария, ст. Вёшенская
Когда на Волгодонск?
Все желающие покинуть область на самолёте съезжаются под Ростов-на-Дону, аэропорт в регионе пока только один. Некоторым жителям области проще добраться в Краснодар, оттуда и вылетов порой больше. Для немаленького региона это проблема.
Но донские власти планируют её решать – недавно приняли «Третий этап стратегии развития транспортного комплекса Ростовской области до 2030 года». В документе, в частности, идёт речь о восстановлении малых аэропортов в городах области и использовании их для грузовых и пассажирских перевозок. Начать работу планируется в 2025 году.
А ведь когда-то область славилась своими воздушными портами, самолёты перевозили жителей Дона даже по областным маршрутам. В советское время из аэропорта Ростова можно было добраться в Белую Калитву, Волгодонск, Ремонтное, Зимовники, Вёшенскую, Миллерово, Морозовск, Сальск, Цимлянск, Каменск-Шахтинский. Также работали аэропорты в Шахтах и Таганроге. Перелёты выполнялись, в основном, на Ан-2 и Л-410, которые могут садиться на грунтовые площадки и короткие взлётно-посадочные полосы. Взять на борт такие лайнеры могли 12–19 человек. А из Волгодонска самолёты летали даже в Москву и Сочи.
«Пассажиры могли добраться из Вёшенской в Ростов всего лишь за 45 минут. Теперь же надо семь часов трястись в автобусе», – вспоминает пенсионер из Ростовской области Олег Еремин.
После развала СССР большая часть региональных аэропортов прекратили пассажирские перевозки либо вовсе перестали существовать. Но произошло это не в одночасье. Например, рейсы из Волгодонска выполнялись до 2002 года. В 2016-м здание аэропорта было продано за 1,5 млн руб, но ВПП осталась в собственности федерации.
«Региональная авиация – одна из тем, над которой я продолжаю сегодня работать. И очевидно, что из Волгодонска нужно до Ростова долетать. Будем двигаться в этом направлении», – сказал в 2018 году губернатор Василий Голубев.
Какая альтернатива?
Попытки наладить пассажирские авиаперевозки из Таганрога предпринимались неоднократно, хотя основное назначение аэродрома – полёты экспериментальной авиации, поскольку рядом находится авиационный научно-технический комплекс имени Бериева. В 2009–2015 годах в Таганрог из Москвы летали самолёты, вмещающие до 50 пассажиров. Сейчас пассажирских рейсов из приморского города нет, хотя одно время шла речь, что таганрогский аэропорт должен стать дублёром нового аэровокзала Платов.
Сейчас таганрожцы вылетают из нового аэропорта, преодолевая до самолёта около 100 км. Хотя своя авиагавань помогла бы развивать туристический потенциал родины Чехова.
В разное время в правительстве говорили о намерении провести реконструкцию взлетно-посадочных полос (ВПП) и аэродромов не только в Волгодонске и Таганроге, но и в Сальске, Вёшенской, Белой Калитве, Ремонтном. Но пока реальных действий нет.
Открытый в 2017 году Платов – единственные воздушные ворота региона. И это притом, что из Волгодонска до Платова – 200 км, ехать придётся около 2,5 часа. Причём пассажирские автобусы в аэропорт не заезжают, останавливаются на трассе. Не меньшее расстояние должны преодолеть и те, кто едет из Морозовска или Миллерово.
К слову, в соседнем Краснодарском крае есть аэропорты в Краснодаре, Анапе, Сочи, Геленджике.
Авиакомпания «Азимут», 25% которой принадлежат правительству РО, развивает рейсы в другие регионы России. Сейчас её парк состоит только из «Сухого суперджет 100», и летать в малые города «Азимут» на них не сможет: либо нужно закупать другие самолёты, либо обновлять ВПП настолько, чтобы они смогли принять 100-местный лайнер. Может ли сегодня область позволить себе такое расточительство?
Комментарий эксперта
Транспортный редактор Travel.ru Юрий Плохотниченко:
– На данном этапе осязаемые перспективы могут иметь только аэропорты Таганрога и Волгодонска. И не для рейсов в Ростов, а для полётов 1–2 раза в день в Москву, Сочи, может, Санкт-Петербург. Но в Волгодонске требуется реконструкция ВПП и строительство нового терминала, в Таганроге, как минимум, строительство терминала и содействие ТАНТК им. Бериева, который эксплуатирует полосу. Кроме того, для приёма современных среднемагистральных самолётов потребуется реконструкция ВПП, но рейсы по России можно запустить и без неё. Возможно, некоторым маршрутам на начальном этапе потребуется субсидирование.
Более мелкие аэродромы области перспектив восстановления пассажирского сообщения в ближайшие годы не имеют – это слишком дорого. К вопросу можно будет вернуться после серьёзного улучшения экономической ситуации в стране.