Если гоголевскому Пацюку смачные вареники, вываленные в сметане, сами прыгали в рот, то всем остальным, к сожалению, повезло меньше. Впрочем, где-где, а на Дону вареники любят так же сильно, как этот пузатый литературный герой.
Как полопаешь,так и потопаешь
Для казаков вареники были не просто лакомством. Издревле их вообще считали сакральным блюдом и обязательно лепили по особым случаям: на свадьбы, похороны и рождение ребёнка, причём первой пробу снимала только что родившая женщина со словами «Щоб була туга та справна, як вареник!».
По словам старшего научного сотрудника Старочеркасского музея-заповедника, автора книги «Быт, обычаи, обряды, праздники донских казаков XVII - начала XX вв» Галины Астапенко, с уверенностью можно сказать, что уже в XIX веке традиция гадать на варениках в здешних местах существовала.
- Вообще, гуляли с Рождества, которое считалось, наряду с Пасхой, главным праздником в году, до Крещения. Поскольку до 7 января православный люд постился, то уж на Святки объедались, как следует, - говорит Галина. - Причём, каждая хозяйка старалась перещеголять соседку и составляла праздничное меню заранее. И в Сочельник казачьи хутора, сёла и станицы укутывал дымок с ароматом сдобы, томившейся в печи, узвара - компота из сухофруктов, кутьи и вареников, которые лепили загодя. С первой звездой по дворам начинали щедровать дети: «Щедрик-ведрик, дайте вареник. Грудочку кашки, кильце ковбаски...» Всех угощали досыта, не жалея подарков, так как считалось, что таким образом задабривали саму судьбу. Ведь время-то считалось непростым...
От тусовки до свадьбы
- Это сегодня мастерицы лепят привычные нам вареники с картофелем и творогом. А в прошлом казачки на Старый Новый год обходились ленивыми варениками - когда и тесто, и начинка вперемешку, мол, всё равно в брюхе всё смешается, - объясняет шеф-повар ресторана традиционной кухни Сергей Куценко. - А для гаданий подмешивали всяко-разно, причём не боялись и тех специй, что сулят неприятности.
Наоборот, считали, что тем самым подстилают соломку, а тот, кому достанется, например, пересоленный вареник будет весь год более осторожным и внимательным. Поэтому соль клали как предостережение - к слезам, перец - к горю горькому, а мука - к тяжким мукам. Но были-то и счастливые начинки! Сахар - к сладкой жизни, горох - к пополнению в семействе, овечья шерсть - к богатству, а капуста попалась - жена мужу досталась! Сегодня же в начинку чего только не кладут. И пуговицы - к обновке, и макароны - к поездке за границу, и даже кофе присыпают - якобы к бурной светской жизни, а проще говоря, к тусовкам.
Бери ещё!
Забавно, но кофе даже сто и двести лет назад казаки бы как раз оценили. Этот бодрящий напиток, как и вареники, завезли на Дон чуть ли не в конце XVII века, когда в Центральной России он прижился после Отечественной войны 1812 года. Русские офицеры во время пребывания во Франции обзавелись привычкой пить кофе и уже не могли отказаться от неё, вернувшись на родину. А до этого времени большинство к нему относилось с опаской из-за религиозных предрассудков.
Так и вареники казаки переняли во время ответных набегов к басурманам, правда, в турецкой кухне это блюдо называлось «Дюш вара». Как бы там ни было, главное, что они так полюбились и прижились в здешних краях, что любовь эта сильна до сих пор. Что уж говорить, про неё даже слагают анекдоты, уместные, кстати, к праздничному новогоднему застолью, когда хозяйка за столом приговаривает: «Ешьте, кума, вареники, не стесняйтесь!». Та кивает: «Спасибо, голубушка, дюже вкусные, но я уже пять съела». И слышит в ответ: «Не пять, а все восемь! Да кто там их считает? Бери ещё!»