39 лет назад, 28 марта 1980 года, в Ростове-на-Дону началось бурение скважин для определения глубины будущего метрополитена.
Тогда никто не сомневался, что в новом веке жители донской столицы будут передвигаться не только на наземном транспорте. Однако тогда работы резко свернули, а о метро снова всерьез заговорили лишь в 2008 году.Первая попытка
В конце 1970-х годов численность жителей Ростова-на-Дону приближалась к миллиону. В СССР тогда действовало негласное правило: такие города должны быть обеспечены метрополитеном. И вот в 1979 году Правительство СССР разрешило начать разработку технико-экономического обоснования строительства «подземки». Проектированием изначально занимался «Мосгипротранс», а затем к работе подключился «Армгипротранс» из Еревана.
В результате инженерных изысканий в марте 1980 года были определены оптимальные трассы для линий будущего метрополитена. Было известно, что первая линия должна пройти через центр города с Западного на Сельмаш, а вторая – соединить Северный жилой массив и Батайск. При этом пересекать Дон вагоны должны были по мосту.
В мае 1987 года было принято постановление Совета Министров СССР о сооружении в донской столице метрополитена. Строительство обоих веток было включено в перспективный план развития города и области до 2000 года, а специалисты из Еревана начали техническое проектирование первой линии.
Однако в 1989 году проектные работы внезапно остановились – тот же Совет Министров СССР выпустил постановление о временном прекращении финансирования проектирования и строительства метрополитенов во всех городах. Официально причиной такого шага называлась сложная социально-экономическая ситуация. Однако среди ростовчан с тех пор прочно поселился миф – якобы метро в донской столице нельзя строить из-за грунтовых вод. Но те, кто немного разбирался в вопросе, понимали, что это не так и приводили в пример ленинградский метрополитен, построенный в болотистой местности.
Вторая попытка
В начале нового века городские власти рассказывали о планах построить монорельс, а затем – скоростной трамвай. Однако в 2008 году администрация Ростова-на-Дону снова вернулась к теме метро. В этом же году в городе появляется специальное ведомство – МКУ «Управление Метро Ростова». Возглавил его Мурат Тлепцеришев, также принимавший участие в первой попытке «запуска» донского метрополитена.
В мае 2010 года власти выбирали, с какого направления начинать строительство: Запад – Восток, либо Север – Юг.
Первая линия включала бы в себя 12 станций, а проехать из Левенцовки в Нахичевань можно будет за 17 минут. Первый пусковой этап должен был пройти от станции «Улица Малиновского», где расположилось бы метродепо, до станции «Ворошиловская». В дальнейшем линию предполагалось продлить на северо-восток в район Сельмаша и на запад далее вглубь Левенцовского района. Это удлинило бы ветку до 22 километров.
В феврале 2011 года окончательно были развеяны все мифы о невозможности строительства метрополитена в Ростове: государственная экспертиза показала, что реализовать проект реально как по геологическим, так и по техническим параметрам.
Разработка проектной документации первого этапа первой линии в 2014 году оценивалась почти в 1 млрд рублей. При этом само строительство линии в ценах 2010 года обошлось бы в 76,6 млрд руб. Понятное дело, что бюджет города и даже области не мог потянуть такой проект - требовалась поддержка из федерального центра. Тем не менее, власти уверенно заявляли, что к 2020 году, а при благоприятных финансовых условиях даже к 2018 году, ростовчане уже смогут ездить на метро в своем городе.
В конце 2013 года был объявлен конкурс на разработку проектной документации первой ветки, однако ни одной заявки на него так и не поступило. В итоге летом 2015 года МКУ «Управление Метро Ростова» было реорганизовано путём присоединения к «Дирекции по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону», а конкурс на проектирование первой линии был отменен.
Смутное настоящее
Идея строительства ростовского метро вошла в Стратегию социально-экономического развития донского региона на период до 2030 года.
«Заместитель мэра Москвы Собянина рассказал нам, что не нужно Ростову строить метрополитен, если перед этим поменяется вся транспортная система в городе», - отметил губернатор Ростовской области Василий Голубев в январе 2018 года. Василий Голубев подчеркнул, что метрополитен может окупиться только при трафике от 52 тысяч пассажиров в час, а до таких показателей Ростову далеко.
«Мы даже близко не подойдём к этой цифре. Но мы не отказываемся от метро. Просто надо понять, нам нужно глубокое залегание, среднее или эстакады. Мы же не можем, закрыв глаза, закопать годовой бюджет Ростовской области и построить в Ростове метро, оставив всех без еды и зарплаты. Поэтому надо договориться и определить, как двигаться к реализации проекта», - добавил глава региона. Таким образом, не исключено, что в Ростове словом «метро» будет называться либо скоростной трамвай, либо метротрам – именно такой вид транспорта успешно работает в Волгограде.
Согласно последним заявлениям властей, к вопросу строительства метрополитена в Ростове-на-Дону планируется вернуться только после того, как будут усовершенствованы маршруты наземного транспорта, а также синхронизировано их движение.