- Те, кто впервые приезжает в наш посёлок, с ужасом и удивлением разглядывают местные «достопримечательности». Сторонним людям кажется, что это Богом забытое место было таким всегда: разбитые дороги, руины, свалки... Но я-то помню, как всего двадцать лет назад посёлок СКВО считался одним из самых благополучных в стране, - говорит заслуженный агроном России Анатолий Денисов.
Под его руководством здесь когда-то собирали рекордные урожаи. Сегодня ему самому приходится собирать... бутылки и мусор за забором своего дома.
- Стыдно перед детьми, которые приезжают навестить меня, - признаётся он.
«АиФ на Дону» узнали, как живут брошенные на произвол судьбы люди...
Здесь был город-сад
Раскисшая от дождя дорога. По краешку огромной лужи на цыпочках идёт мальчишка с портфелем. Вдруг из-за поворота вылетает «шестёрка» и с рёвом проносится по воде, разбрасывая веер брызг. Ребёнок растирает мокрым рукавом грязную полосу на лице и кричит вслед: «Проклятый баран!»
- А ведь все мы тут «проклятые бараны»: живём в глухомани и, судя по отношению чиновников, от скотины недалеко ушли, - замечает с грустным сарказмом военный пенсионер Анатолий Лоблин.
Окна его дома выходят как раз на дорогу, по которой ни пройти из-за луж, ни проехать из-за выбоин. - Сколько раз наблюдал, как прохожих обдают грязью заезжие лихачи. Но всё это ерунда по сравнению с другими «прелестями» нашей жизни.
Посёлок СКВО был образован на окраине Батайска в 1946 году для обеспечения Советской Армии продуктами питания. За несколько лет из небольшого поселения работников сельскохозяйственного предприятия Министерства обороны СССР он вырос в процветающий совхоз. Хозяйство имело свои наделы в Аксае и Кагальнике, под Александровкой и на Батайском аэродроме - всего более 12 тысяч гектаров.
- За год одной только картошки выращивали почти шесть тысяч тонн, - вспоминает бывший главный агроном хозяйства Денисов. - Наш совхоз входил в тройку лучших из восьмисот подобных угодий Минобороны. Трудились хорошо и жили хорошо. Все работники совхоза были обеспечены жильём. Была большая библиотека, куда ходили не просто за книгами, но и за общением. При ней кружки, секции. А в наш клуб приезжала отдыхать молодёжь со всего Батайска.
А сейчас... Стоит только пройтись по нашему благополучному когда-то посёлку, и становится ясно: хуже быть уже не может. В разрушенных зданиях выбиты окна и двери, кругом горы мусора, сорняки, валяются бутылки, шприцы...
Благополучие совхоза развалилось вместе с Советским Союзом. После перестройки от плодоносных земель осталась лишь малая часть. В один момент потеряли работу 900 человек. Теплицы разобрали, большое поголовье скота пустили под нож, заколотили детский сад, библиотеку и клуб. Но развал случился двадцать лет назад. За это время можно было бы наладить нормальную жизнь.
- Можно было бы, - соглашается Анатолий Фёдорович. - Если бы нашу жизнь не определяли бумажки и чиновники...
Замкнутый круг
В тяжёлые девяностые Министерство обороны РФ перестало выделять средства на содержание жилья и передало посёлок на баланс ФГУСП «Батайское» (сейчас это ОАО «Ростовское»), оставив при этом право на землю за собой. Акционерам вкладывать деньги в разваливающееся хозяйство смысла не было: 80% жителей посёлка во время перестройки успели приватизировать жильё и жилфонд стал частной собственностью. По сути посёлок перестал быть предприятием Минобороны и стал одним из районов Батайска: люди получили местную прописку, стали платить за коммунальные услуги городу, пользоваться местным транспортом. Но по документам он по-прежнему находится в собственности Минобороны, хотя вот уже двадцать лет «хозяин» про своё хозяйство и не вспоминает.
- Вот так мы и висим в воздухе. Куда только не обращались! Батайская дума несколько раз выносила нашу проблему на повестку дня. Но город согласен принять посёлок только вместе с землёй, а чиновники в погонах готовы откреститься от всего, кроме земли. Писали жалобы в администрации, прокуратуру, депутатам, Министерство обороны... Отписки уже не умещаются в папку. Но на деле ничего не меняется. Неужели кто-то умышленно затягивает этот вопрос? - разводит руками Денисов.
Бумажная волокита привела к тому, что на этот район Батайска махнули рукой не только власть имущие. Люди оказались в буквальном смысле отрезанными от цивилизации, хотя до южной столицы рукой подать.
По словам жителей посёлка, коммунальщики города с ними даже разговаривать отказываются: мол, на бумаге вас не существует, а там - хоть погибайте под мусором и сорняком. Милиция по той же причине приезжать на вызовы отказывается. А молодёжи кроме как собираться в руинах заброшенных зданий больше негде.
- За последние несколько лет в нашем районе столько наркоманов развелось - выйти вечером на улицу страшно, - признаётся пенсионерка Наталья Концурова. - Все деньги мы исправно платим в местную казну. А толку? Многоквартирные дома здесь не ремонтировали десятилетиями. Трубы лопаются. Уже третью зиму мёрзнем, хотя за газ платим больше двух тысяч в месяц. Обогреватели не спасают: низкое напряжение в сети, выбивает пробки, сидим часами без света. Горячей воды нет второй месяц. И самое ужасное, что и ответственных-то за всё это нет. Военные ушли в глухую оборону - не отвечают на наши жалобы. Городские власти кивают на чиновников в погонах... И как вырваться из этого замкнутого круга, неизвестно.
Жестокие игры
Разруха без войны... Посёлок СКВО от Батайска отделяет небольшая речка, забитая бутылками и мусором. Обвалившиеся крыши, разбитые окна, грязные улицы, на которых бегают бродячие собаки. Ни аптеки, ни детского сада, ни магазина... Местные рассказывают, что иногда сюда приезжают ростовские экстремалы поиграть в разборки. Они бегают среди руин, стреляют друг в друга краской и радуются, что не пришлось далеко ехать в поисках заброшенной шахты или мёртвой деревни. То, что здесь живут более 800 человек, похоже, мало кого волнует. Вот только выйти из этой жестокой игры жители зажиточного когда-то хозяйства не могут.