- Николай Иванович, прежде уже выходили ваши книги «Ростовское купечество» и «Донской след Меркурия», посвящённые исследованию становления бизнеса на Дону. Чем привлёк внимание канал?
- Пожалуй, своей грандиозностью. Сейчас много говорят о национальных проектах. Волго-Донской канал и есть пример настоящего нацпроекта - как по масштабам, так и по значимости. Ведь этот сто один километр водного пути, проложенного по степи, окончательно соединил нашу страну со всем миром. Вот мы говорим «Суэцкий канал», «Панамский»… А у Волго-Донского история намного богаче и интереснее. Создать путь между Волгой и Доном люди мечтали ещё пятьсот лет назад. В середине XVI века турецкий султан Селим II направил в наши края двадцать две тысячи солдат, чтобы те прорыли канал между двумя великими реками. Правда, через месяц янычары бросили свою затею, заявив, что тут и за сто лет ничего не прокопаешь.
Позже строить канал пробовал Пётр I. В 1697 году работы уже было начались, но началась Северная война и все деньги пошли туда.
Всего до начала XX века появилось более тридцати проектов по созданию канала. Один из них в 1884 году предложили ростовские купцы. Они давали деньги, а техническую сторону обязывались обеспечить французские инженеры.Основным проектантом «водной лестницы» выступил Леон Дрю. При этом над проектом должен был работать знаменитый Гюстав Эйфель: узнав о грандиозной задумке, он даже согласился отложить проектирование своей башни, над которой трудился в то время. Так что в случае удачи канал мог бы называться Эйфелевым. Но строительство опять не задалось. Ждать пришлось до 1918-го, когда о Волго-Доне заговорили вновь.
Тайны Волго-Дона
- В 1918-м? Официальной датой строительства канала считается 1948 год.
- В том-то и дело, что известна только официальная история Волго-Дона. И во всех справочниках написано, что работы начались только после войны, а руководил ими известный гидротехник Сергей Жук. Хотя в основу его проекта во многом легли разработки другого выдающегося инженера - Анатолия Аксамитного, имя которого незаслуженно забыто. А ведь именно он в мае 1918-го представил идею соединения Волги и Дона и Совет народных комиссаров принял решение о выделении денег. Только представьте: в стране бушует Гражданская война, а группа инженеров отправляется воплощать в жизнь проект века. На Дону их арестовывают белые, но, узнав, что те работают над самым великим техническим проектом в истории страны, отпускают. Потом в Царицыне группу задерживают красные и демобилизуют «интеллигентов» на фронт. С горем пополам исследовательские работы продолжаются. К началу тридцатых Аксамитный уже был готов приступать к строительству, но тут НКВД начало массово затевать дела о «вредительстве». И двадцать инженеров вместе с Аксамитным оказались в камере. Расследовавшие дело чекисты констатировали, что строительство канала в настоящий момент является вредительством, так как подрывает экономическую базу социализма. Соответствующие документы я нашёл в архивах ФСБ - читать их сегодня страшно.
Вообще строительство Волго-Донского канала - это иллюстрация всех трагических поворотов нашей истории. Вот скажите, кто рыл канал?
- Как значится в справочниках, вернувшиеся с войны коммунисты и комсомольцы - работы назывались ударной стройкой.
- Добровольцев там было мало. Строительство осуществлялось в основном силами заключённых. Для этого в НКВД специально было создано управление «Волгодонстрой». 120 тысяч зеков под охраной пяти тысяч конвоиров работали день и ночь. Правда, надо всё же отметить, что по сравнению с Беломорско-Балтийским каналом, который описывал Солженицын, у нас всё же было менее ужасно, чем там: при строительстве Волго-Дона умерло не более полутора тысяч человек. Немного лучше других чувствовали себя пленные немцы, которых также пригнали рыть канал. Есть воспоминания некоего Эрвина Франца, перед самым концом войны мальчишкой мобилизовавшегося в СС и после пленения оказавшегося на стройке. Он подробно описывал, как в лагере всем заправляли уголовники, царила поножовщина, а администрация требовала лишь выполнения производственных норм. Кстати, в восьмидесятые годы постаревший Франц специально приехал в СССР, чтобы пройти по Волго-Дону. Больше всего его тогда поразили покосившиеся хибарки, некогда построенные для «каналармейцев». Бывший военнопленный не верил, что в них до сих пор могут жить люди.
«Сталин» сгорел между шлюзами
- Неприглядная получается история, профессор.
- Это тоже часть нашего прошлого, и не говорить о нём нельзя. Величие и трагедия часто идут в истории рядом. Жизненно необходимый стране канал был построен всего за четыре с половиной года - срок для гидростроения уникальный. Например, Панамский канал, которые на двадцать километров короче Волго-Дона, строили тридцать четыре года. В результате Москва и Ростов стали портами пяти морей, донецкий уголь пошёл по воде на Урал, а грузы из центра страны потекли в Европу. И сегодня, проходя по каналу, отмечаешь всю грандиозность строительства. Недаром Жак-Ив Кусто, увидев Волго-Дон, назвал его восьмым чудом света.
С другой стороны, создание Цимлянского водохранилища привело к потере огромных площадей пахотных земель. Пришлось переселять 1400 хуторов и станиц, которые ушли под воду.
- В вашей книге отдельно рассказывается о том, как жили переселенцы: «в большинстве населённых пунктов нет питьевой воды и сельсоветы не строят общественных колодцев». Тоже документы из закрытых архивов?
- Я постарался привести материалы партийных органов, МВД, местных Советов, фотохронику, чтобы рассказ о строительстве каналов получился максимально документальным. Для исследователя важен любой факт, тем более ранее неизвестный. Кстати заодно удалось раскопать совсем уж курьёзный случай. Даже в энциклопедии всегда указывалось, что первым по открытому 31 мая 1952 года каналу прошёл теплоход «Иосиф Сталин» - даже марка была выпущена в честь этого. На самом деле всё не так. «Сталина» действительно готовили в качестве первопроходца, на его борту среди пассажиров находились известные люди. Но перед самыми шлюзами писатель Борис Полевой, автор знаменитой «Повести о настоящем человеке», умудрился устроить в своей каюте пожар. Часть корабля выгорела, огонь с трудом потушили. И вместо Сталина по каналу направили теплоход «Сергей Киров», который, к изумлению встречавшей «Сталина» толпы, и пришёл к пристани. Так что первым на Волго-Доне «вождь народов» не стал.