Примерное время чтения: 8 минут
757

В секретном КБ Новочеркасска разрабатывали тренажёры для космонавтов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. "Аргументы и Факты на Дону" 06/04/2011

Однако до сих пор не все знают, что своими успехами советская космонавтика во многом обязана группе инженеров Новочеркасска. 

Здесь с начала семидесятых работало особое конструкторское техническое бюро «Орбита», в стенах которого разрабатывались тренажёры для Центра подготовки космонавтов и космодрома Байконур. О деятельности КБ, чьи изобретения проложили дорогу к звёздам, узнали «АиФ на Дону».

Молодые мозги

Многие страницы истории КБ «Орбита» до сих пор являются государственной тайной. И всё же возникает резонный вопрос: каким образом в провинциальном городке мог появиться изобретательский центр, по сути ставший одним из важнейших участников отечественной космической программы? 

- Так совпало, - констатирует конструктор Вячеслав Фёдоров. - К началу семидесятых в советской космонавтике наступил кризис. После первых удачных полётов неожиданно произошла череда аварий, в результате которых погибли космонавты. К тому же длительные полёты на орбитальных станциях требовали совершенно особой подготовки, для которой были необходимы тренажёры. Однако многие именитые бюро отказывались браться за их создание: слишком непростая стояла задача. Наше КБ тогда ещё не работало на космос, но уже успело заслужить имя благодаря выполнению нескольких сложных заказов - сейчас их бы назвали инновационным хай-теком. Например, по заказу «оборонки» наши спецы ухитрились перепрограммировать купленные в Германии станки так, чтобы на них можно было делать корпуса для советских ядерных ракет. В бюро тогда собралось много молодых инженеров, горевших научными идеями, ищущих, амбициозных. Эти молодые мозги в результате и придумали совершенно уникальный тренажёр, на котором космонавты перед полётом и отрабатывали навыки по управлению кораблём и проведению стыковки. Володя Карпенко, который даже не имел никакой научной степени, создал для этого математическую модель, использующуюся и по сей день. Другая группа инженеров придумала оригинальный метод передачи изображения для имитации визуальных эффектов на тренажёрах. Старшее поколение, наверно, помнит телетрансляцию с Московской Олимпиады - тогда многих поразило качество картинки на экранах. Это были как раз некоторые разработки нашего КБ, которые ради Игр рассекретили и передали телевизионщикам.

 

«Джанибеков летал в ушанке»

С началом космических разработок деятельность КБ окончательно покрылось завесой тайны. 

- Секретность была жуткая, - рассказывает главный конструктор проекта Юрий Прохоров. - Официально наше бюро даже не имело адреса, в переписке оно обозначалось «почтовый ящик такой-то». Хотя корпуса находятся в самом центре, никто не знал, что происходило за забором, огораживающим территорию. И это при том, что бюджет бюро в те годы вдвое превышал бюджет города.

Усилиями новочеркасских конструкторов миллионы советских рублей превращались в аппараты, равных которым не было в мире. В 1985 году тренажёры «Орбиты» уберегли от катастрофы орбитальную станцию «Салют-7» и спасли жизни космонавтам.

- Тот полёт до сих пор считается самым сложным в истории нашей космонавтики, - рассказывает Юрий Прохоров. - Тогда, после сбоя основного оборудования, на «Салюте» полностью отключилось питание, станция оказалась неуправляемой. Чтобы вернуть её к жизни, была отправлена экспедиция во главе с Владимиром Джанибековым. Ему предстояло подойти к станции и состыковать с ней свой корабль. Задача эта считалась почти невыполнимой - по всем нормативам в сложившихся условиях стыковка просто не могла быть осуществлена. Но когда всё удалось, Джанибеков, наплевав на секретность, в открытом эфире на весь мир поблагодарил инженеров из КБ «Орбита». Ведь это на нашем тренажёре он часами отрабатывал такую экстремальную стыковку. Правда, официально об этом у нас опять же из-за секретности не сообщали. Как и о том, что, пока не включилось питание, Джанибекову пришлось находиться на станции в жутком холоде, сидя в телогрейке и ушанке. Только представьте себе эту картину.

 

«Космонавты порой плакали»

За годы работы многих инженеров связала с космонавтами настоящая дружба, ведь в Звёздном городке и на Байконуре изобретатели тренажёров месяцами жили бок о бок с пилотами.

- Командировки продолжались по сто пятьдесят - сто восемьдесят дней, - вспоминает бывший начальник отдела «Орбиты» Валерий Ерашов. - По тем временам условия нам обеспечивали просто царские: маршал авиации Ефимов присылал в Ростов свой личный самолёт, и на нём с военного аэродрома нас без пересадок увозили на Байконур. А там - отличная гостиница, забитые дефицитом магазины, настоящий коммунизм. Был лишь один минус: на всё время командировки ты оказывался полностью отрезанным от мира. Запрещалось даже звонить родным. Порой складывалось впечатление, что это ты сам отправился в космос, откуда нет связи с Землёй.

Работы, конечно, было много, но её как раз никто не боялся. К тому же было очень интересно общаться с космонавтами. Всех обычно интересует вопрос, что это за люди. Самые обычные, открытые, очень душевные, с железной выдержкой. Последнее качество очень важно, ведь к каким испытаниям им приходилось готовиться! Правда, порой и у них бывали минутные срывы. Случалось это, когда кто-то узнавал, что для очередного полёта выбрали не его, а другого. Ведь для полёта всегда готовятся два экипажа - основной и запасной: кто именно отправится в космос, неизвестно до последней минуты. Помню, как мы готовили к полёту девушку, которой предстояло стать первой женщиной, вышедшей в открытый космос. Но в итоге полетела Светлана Савицкая, а другой так и не суждено было отправиться к звёздам.

  Сегодня на территории некогда секретного бюро располагаются частные фирмы. О его прежней славе напоминает только каштановая аллея: каждый космонавт, приезжая сюда, непременно сажал деревце, выражая таким образом свою благодарность за успешный полёт конструкторам «Орбиты». В музее бюро хранятся фотографии космонавтов с дарственными автографами, образцы тренажёров и самый ценный экспонат - часть настоящего космического корабля, в котором в 1971 году спускался на Землю Владимир Шаталов. Сотрудники бюро регулярно проводят в музее экскурсии для школьников. За годы сложилась традиция: по окончании осмотра дети становятся вокруг спускаемого аппарата и загадывают желание когда-нибудь полететь к звёздам. Ведь дорога к ним уже проторена из Новочеркасска.



Валерий Григорьевич Корзун

(р. 5 марта 1953 г., Красный Сулин, Ростовская область).

Фото: NASA

«Аиф»-справка

Донской след во Вселенной

Ростовская область дала космонавтике не только двух космонавтов - Юрия Усачёва и Валерия Корзуна. Значительным оказался и научно-технический вклад в создание космических аппаратов.

  • Ростовское НПП «Спецавтоматика» принимало участие в проектировании и строительстве космодромов Байконур и Плесецк
  • Помимо тренажёров, на Дону создавали оптико-электронные приборы для ориентации кораблей по Солнцу и Полярной звезде - один из основных узлов навигационного оборудования
  • В Азове производили стыковочные механизмы и манипуляторы для стыковки кораблей и орбитальных станций
  • Также ростовские программисты занимались технической поддержкой проекта «Морской старт», а волгодонский завод «Атоммаш» изготавливал для него установщик для подъёма ракеты на пусковой ствол.


Юрий Владимирович Усачёв (р. 9 октября 1957г., Донецк, Ростовская область).

Фото: NASA

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах