Примерное время чтения: 7 минут
210

Дайте мне слово! В Ростове научили «разговаривать» неречевых инвалидов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-Ростов 16/04/2024
Такие приспособления могут помочь невербальному ребёнку впервые рассказать о своих желаниях.
Такие приспособления могут помочь невербальному ребёнку впервые рассказать о своих желаниях. / АНО «Содействие» / Из архива

Иногда в страшных снах мы как будто скованы чёрной силой — всё понимаем, но не можем вымолвить слова и двинуть рукой. Для некоторых такой кошмар — повседневная жизнь. Человеку, у которого нарушены речевые функции, очень хочется сказать прос­тое: «Хочу!»

Как дать слово неговорящим, рассказала директор АНО «Ресурсный цент­р инклюзивных практик «Содействие» Людмила Нам.

Хочу мороженое

Ростовчанин Эрик только в 19 лет смог сказать маме, чего ему хочется. Оказалось, мороженого. Двигательных нарушений у парня нет, но вот с речью проблемы. В цент­р «Содействие» семья пришла уже со взрос­лым мальчиком, рассказывает Людмила Нам. Дома его понимали без слов, а вот быть понятым посторонними людьми у Эрика шансов не было. Пока в цент­ре не рассказали про коммуникативные книги, которые дают возможность объясняться с помощью картинок. Как-то Эрик силился маме объяснить, чего же он хочет, а она никак не понимала. Тогда парень прос­то принёс ей картинку. И мама со слезами радости звонила куратору из цент­ра и говорила: «Впервые в жизни он мне сказал, чего хочет!»

С помощью кнопок с символами Вова выбрал новогодние подарки / АНО «Содействие»

История Вовы тронула многих ростовчан. Перед самым Новым годом на странице цент­ра «Содействие» в соцсетях появились фотографии смеющегося мальчишки в инвалидной коляске, который с удовольствием нажимает на большие говорящие кнопки с символами «этот» и «другой». Так Вова выбирал себе подарочек от Деда Мороза в супермаркете. В итоге «волшебник» подарил мальчику с ДЦП их целых четыре.

Причины, по которым особый человек не говорит, или невербальный, как выражаются спе­циа­лис­ты, самые разнообразные — от умственной отсталости до расстройств ­аутического спектра, объясняет Людмила.

«В принципе, любое нарушение развития может приводить к отсутствию речи. Часто в своей практике слышу, что когда-то при рождении маме сказали, что толку из дитя не выйдет, пусть он сидит дома. 14-16-летние ребята, которые к нам приходят, педагогически запущены, а ведь могли бы обладать каким-то способом коммуникации. Но дома в семье ребёнка хорошо понимают по движению глаз, и все адаптировались к этой ситуации. Переучивать приходится уже не только ребёнка, но и всю семью», — объясняет директор цент­ра.

Поэтому пользоваться программами и пособиями учатся сначала мамы, папы и бабушки. Всё это нужно активно использовать дома всей семьёй.

«Нам нужно не только научить ребёнка символам и выбору, важно, чтобы он понимал, что от его движения, звука, жеста изменится поведение другого человека. Например, если в семье привыкли неречевого ребёнка кормить тем, что есть, чаще всего он даже не знает, что можно делать выбор», — отмечает Людмила.

Учить некому?

Проблема в том, что научить семью и особого ребёнка «говорить» без слов в регионе могут единицы. Четыре сотрудника «Содействия» специально обучались этому на стажировке в Москве. Ведь мало прос­то уметь пользоваться средствами коммуникации, нужно адаптировать их под нужды конкретного ребёнка.

Бывает, что человек не в состоянии даже нажать кнопку. Но и в этом случае у него есть возможность общаться. Людмила приводит в пример программиста Ивана Бакаидова, который страдает ДЦП и лишён речи. При этом он активно общается, работает, неплохо зарабатывает и помогает особым людям. Например, создал айтрекер*, с помощью которого можно общаться даже невербальным инвалидам.

Стоят такие приспособления, конечно, недёшево.

«Планшет для коммуникации, например, обойдётся в 36 тысяч рублей, — говорит Людмила. — Далеко не каждая семья с особым ребёнком может себе его позволить. Мы выиграли грант от фонда „Абсолют-помощь“, и в него заложили покупку оборудования. В цент­ре у нас есть по несколько штук таких средств, но они нужны, чтобы показать, как ими пользоваться».

Более или менее адекватная стоимость у коммуникативных книг. С их помощью невербальные дети могут не только общаться, но и учиться готовить, например. Девчонки и мальчишки уже освоили рецепты омлетов и пловов — в картинках.

Проблем пока много, но, главное, что уже понятно, в каком направлении надо идти, а значит, в регионе со временем могут появиться свои бакаидовы и даже хокинги. Прос­то надо дать им возможность заговорить.

С помощью современных технологий неговорящие люди могут общаться, работать и жить самостоятельно.
 

Альтернативные способы коммуникации с неговорящими

1. Макатон — это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться. Использование жестов делает коммуникацию возможной для людей, у которых отсутствует речь или она неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи.

2. *Айтрекер — это технология, которая фиксирует движение глаз. Прибор записывает перемещение зрачков и анализирует информацию о том, куда и как долго смотрел человек. Часто используют для людей с двигательными нарушениями. Для коммуникации прибор анализирует передвижение зрачков и озвучивает, на каком изображении взгляд зафиксирован длительное время.

Коммуникаторы и «говорящие» кнопки позволяют записывать слово или предложение в зависимости от возможностей устройства. Используются для коммуникации. Могут быть разных конфигураций, с разными степенями нажатия, например, лёгкое нажатие, с разным количеством записанных сообщений и временем воспроизведения.

4. Приложения. Используются изображения, при нажатии на которые происходит генерация речи. Устанавливаются на ПК, телефоны, планшеты.

5. Визуальные символы. Простыми словами — картинка. Может быть как конкретным изображением (фотография), так и абстрактным (рисунок).

6. Предметы. Используются конкретные предметы (ложка для обозначения приема пищи) или абстрактные (кусочек ткани для обозначения отхода ко сну). Часто используются мини-предметы (игрушечная туфелька для обозначения прогулки).

КСТАТИ
Знания об альтернативных способах общения нужны всем, кто работает с особыми детьми. Поэтому 20-21 апреля в Ростове московские спе­циа­лис­ты из АНО «Пространство общения» при поддержке Фонда президентских грантов проведут семинар, на который записались сотрудники детских домов и интернатов для детей с ОВЗ со всей области.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах