Более 13 миллионов россиян сегодня имеют нарушения слуха, а порядка пяти миллионов из них нуждаются в слуховых аппаратах. По прогнозам специалистов, это количество, к сожалению, будет расти. В Ростовской области за годы удалось выстроить отлаженную систему помощи инвалидам по слуху. Но в последнее время слабослышащие люди жалуются, что подход стал более формальным.
В вопросе, почему так происходит, разбирался корреспондент rostov.aif.ru.
Построить социальные связи
Во времена СССР слуховые аппараты носили только люди с глубоко нарушенным слухом, да и сами устройства были по нынешним меркам примитивными. С тех пор прошло несколько волн технической революции в этой области. Поменялась и система обеспечения инвалидов льготными техническими средствами. В ней во главу угла была поставлена гуманистическая идея улучшения качества жизни слабослышащих детей, работающих и пожилых людей. В том числе – для слабослышащих. Ведь они могут слышать звуки, но не понимают смысла сказанных слов. Для них речь, как радио, бормочущее на чужом языке.
Получается, что безопасность для слабослышащего – это опора на техническое средство, компенсирующее его особенности восприятия. Это слуховые аппараты, а в случае врождённой глухоты, особенно у детей, кохлеарный имплант, внешнюю часть которого нужно менять один раз в пять лет. Делается это по полису ОМС, то есть за счёт государства.
Человеку нужен человек
Но сама коробочка – только средство, которое не даёт само по себе реабилитацию и возможности преодолеть барьеры. И чтобы речь снова стала эмоционально окрашенной и понятной, кроме подходящего слухового аппарата нужна работа четырёх специалистов. Они могут провести диагностику, подобрать и настроить прибор, наблюдать в течение года, делать дополнительные настройки – ведь мозг адаптируется к звукам, восприятие меняется. А наблюдать, оберегать и консультировать – это работа врача.
Долгое время в Ростовской области процесс так и был выстроен: люди получали устройства, а в систему обеспечения была встроена сама услуга реабилитации. Человек не чувствовал себя брошенным один на один с заболеванием и мог встроиться в мир, развиваться и общаться наравне со слышащими людьми: выстроить речь, социальные связи. Однако сейчас ростовские специалисты, как и пациенты, бьют тревогу: сам принцип работы постепенно меняется.
«Медицинскую услугу из этой схемы постепенно вытесняют, – сетует социальный предприниматель, один из сооснователей сети сурдологических клиник «МастерСлух» Дмитрий Бочкарёв (на фото). – Вместо реабилитации, то есть комплексной заботы с целью преодолеть барьеры и ограничения, всё сводится к выдаче коробочки с устройством, закупленным по итогам торгов по принципу наименьшей предложенной цены. А что будет человек делать дальше – это теперь его личные сложности! Закон исполнен. Но исполнен формально. Инвалиды, получающие льготные устройства, нередко возвращаются – плохо слышно, неудобно. Помочь им не всегда возможно. И если раньше в системе помощи инвалидам в Ростовской области основным считалось сделать так, чтобы люди были довольны и счастливы, то при нынешнем подходе человек, скорее всего, решит положить слуховой аппарат на полку, чем пользоваться им».
Получилось, что выдача устройств сейчас подменила собой то, ради чего должна работать система – улучшение качества жизни инвалидов. Таким образом, если нынешний подход не изменится, то и жизнь в обществе равных возможностей тоже откладывается.