Знаменитую картину Фёдора Решетникова «Опять двойка» будущие первоклашки могут и не понять. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки всерьёз рассматривает идею отмены пятибалльной оценочной системы в школах.
Якобы учителям «тесно»: фактически «кол» уже давно никто не ставит, «пары» – в крайнем случае, а оставшихся трёх баллов всё-таки маловато.
«АиФ-Ростов» выяснил, что думают по этому поводу сами педагоги, школьники и их родители.
Штамп в дневнике
Инициаторы школьного «переворота» предупреждают, что для введения новой шкалы оценок – предлагается с пяти баллов перейти на 12 – учителям потребуется повышение квалификации. Это сегодня можно поставить три с плюсом или четыре с минусом на своё усмотрение, а чтобы плюсы и минусы лёгким движением руки превращались в элегантные шесть или десять баллов придётся попотеть. Зато увеличение диапазона оценок якобы даст педагогам больше возможностей для определения успеваемости, да и у самих школьников появится стимул для хорошей учёбы.
Впрочем, единой системы оценок в российских школах теоретически нет уже давно. Да, в большинстве учебных заведений по старинке ставят привычные «пятёрки» и «двойки», но формально учебное заведение может перейти в другой режим или отказаться от оценок вообще. Такое решение вправе выбрать управляющий совет школы, куда входит администрация, учителя, родители и сами ученики.
Правда, такие случаи всё-таки скорее исключение из правил. В основном, на это идут экспериментальные гимназии или частные школы, да и то, чтобы легче было справляться с ЕГЭ. Всё дело в том, что 11 лет дети обычно учатся по пятибальной системе, но на выходе их оценивают тестами по стобалльной шкале. Выходит неувязочка.
По мнению руководителя ростовского Центра поддержки семейного обучения «Свирель» и мамы двоих хоумскулеров (детей, которые обучаются дома) Ирины Козинченко, школьные оценки вообще стали уже пережитком прошлого. Они если и несут для кого-то смысл, то разве что для контролирующих органов, но не для детей. И эту позицию сегодня разделяют многие родители, которые хоть немного вникают в современную систему образования.
«При выполнении большей части существующих тестов и заданий оценивается, в первую очередь, память ученика и его навык использовать изученные алгоритмы. Но сегодня это не актуально и не отражает многих процессов, важных в современном мире для понимания уровня способностей ребёнка, особенностей его мышления.
Проще говоря, память перестает «править баллом», гораздо важнее, например, умение изучать новое, способность нестандартно мыслить, навыки коммуникации. А как-то это вообще можно измерить баллами? И в этом основная сложность построения современной системы оценки качества образования, – говорит Ирина. – В итоге ребёнок, едва переступив порог школы, одержим одним лишь желанием – получить хорошую оценку и избежать плохой.
И, в конце концов, это становится его единственной мотивацией. Он не стремится узнавать что-то новое, познавать мир, совершать открытия, а подменяет всё это стремлением угодить учителю и родителям, соответствовать некому стандарту. И уже к третьему классу дети хотят только одного: чтобы от них отстали».
Опять двойка!
Ирина сама перевела сына и дочь на домашнее образование именно по этой причине. Причём её дочка как раз метила в отличницы. Общительная девочка на уроки ходила с удовольствием, ладила с учителями, благодаря чему получала хорошие оценки. Правда, стоило сесть с ней за домашнюю работу, выяснялось, что материала она не знает, многие задания выполняет не осмысленно, наугад и считает, что это подходящий метод.
В конце второго класса родители предложили ей заниматься дома, на что она согласилась и пока ни разу не пожалела. Ориентир на внешние оценки пропал, зато выявилось несколько скрытых талантов. При этом Козинченко подчёркивает, что не борется с системой, у неё просто есть возможности заниматься с детьми дома, но, серьёзно вникая в педагогику, она так и не поняла, как оценка в школе может явиться хоть каким-то образовательным инструментом.
Впрочем, с этим мнением согласны далеко не все педагоги. Зачастую система оценок – единственное оружие учителя, который, по сути, сегодня бесправен. Вседозволенность со стороны учеников, неуважение со стороны родителей и требования со стороны начальства лишают его главного – авторитета. Поэтому те же «двойки» зачастую остаются единственным способом достучаться до самых безнадёжных, привлечь внимание семьи и хоть как-то соблюдать дисциплину в классе.
Кроме того, резкое снижение успеваемости часто указывает на то, что у ребёнка возникли какие-то психологические проблемы. Для нас это также тревожный звонок присмотреться, обратить внимание и как-то помочь ученику.
«Не понимаю, что даст переход на 12-балльную систему. Не получится ли, как в басне про лису и журавля – размазывание каши по тарелке? – спрашивает учитель кореновской средней школы №19 Ульяна Снитко. – От того, что я поставлю, допустим, троечнику восемь баллов, лучше он знать математику не будет.
У Пушкина же был, как известно, в лицее «ноль» по геометрии, причём в математическом классе его за это частенько позорили прилюдно, у доски, и ничего страшного. Он не стал от этого менее талантливым, и это не отбило ему охоту учиться. Перемен в образовании и так сполна хватает, думаю, этот эксперимент только всех запутает».
Опять пять?
Любопытно, что зачастую именно цифры становятся определяющим фактором успеха или неудач, причём не только ученика, но и качества работы учителя или даже школы.
В апреле 2018 года в Ростове-на-Дону, за месяц до выпускных, разгорелся скандал с участием принципиального преподавателя, который отказался завышать оценки ради хороших показателей. Учительнице русского языка и литературы Наталье Сапегиной пришлось уволиться после двоек, которые получила половина учеников 9 «В» гимназии № 76.
Отметим, что филолог с 10-летним педагогическим стажем пришла в гимназию всего полгода назад и была возмущена тем, что детям, по её мнению, нагло завышали оценки. Так бывшие троечники допустили в диктанте по 20-30 ошибок, а отличница ошиблась восемь раз, что никак не тянуло на пятёрку. В соседнем 9 «А», отличавшемся самыми сильными учениками, также из семи отличников осталось всего два.
Больше всего поразило учителя то, что старшеклассники не стесняясь заявляли ей, что исправлять отметки не будут, так как тройки им поставят в любом случае. Но радикальные меры привели к тому, что директора школы завалили жалобами родители учеников, в итоге он показал преподавателю на дверь.
Впрочем, Наталья Дмитриевна не стала отступать и в этом случае. Она написала жалобу на действия руководства гимназии в Министерство образования Ростовской области и городское управление образования. При этом педагог открыто заявила, что речь идёт не о частном конфликте, а о глобальных проблемах в системе современного образования, где на первое место вышли не получаемые знания, а «красивая» отчётность учебного заведения по успеваемости.
За время своей работы учительница организовала дополнительные бесплатные уроки и даже Совет профилактики, на который приглашала родителей с детьми. Каждому был выдан план подготовки к экзаменам с контролем домашней работы и повторением теоретического материала. Может быть, поэтому некоторые родители в этом конфликте стали на сторону именно уволенного преподавателя.
Картина маслом
А что думают по этому поводу сами ученики? 14-летняя Арина Тимченко из Волгодонска ответила так: «Я считаю, что пятибалльная система лучше. Потому что сразу понятно: когда поставили хорошую оценку, а когда – плохую. И все школьники, и родители уже привыкли к такой системе оценивания».
Ответ же большинства из бегло опрошенных корреспондентом «АиФ-Ростов» родителей можно сформулировать так: «Я – за твёрдую пять!». Но есть и другие мнения.
«Складывается ощущение, что оценки нужны не столько детям, сколько их родителям и учителям, –говорит мама двух школьников из Батайска Юлия Михайлова. – Если заглянуть в школьный чат, то, кажется, что мамы и папы участвуют в соцсоревнованиях. Некоторые откровенно признаются, что полностью делают «домашку» за ребёнка, пока тот, например, на спортивной секции, сами мастерят поделки или рисуют ради хорошей оценки.
Да что там говорить, я сама ловлю себя на мысли, что зачастую первым делом спрашиваю у сына, вернувшегося с занятий: «Что ты получил?». И он тут же отвечает: «Всё хорошо, две четвёрки!» Или, наоборот, признаётся со слезами на глазах, что «Опять двойка!». Может быть, 12-балльная система сможет всё это как-то сгладить, не акцентировать внимание на том, что выставил учитель в дневнике, и станет всем проще?»
Проще-то может и станет, но вот одна из самых узнаваемых картин в Третьяковке с таким подходом точно бы не появилась на свет. Сам Фёдор Решетников вспоминал, что вообще-то задумывал написать полотно про отличника, который докладывает родным об очередной пятёрке. Он решил сделать эскиз в ближайшей школе, попросился на какой-то урок, но дети подумали, что на занятия пришёл очередной чиновник из районо.
В итоге, отличник, которого вызвали к доске, от страха перед важным гостем с простой задачкой справиться так и не смог. Глядя на мальчишку с опущенной головой художник свой замысел кардинально изменил. Так и родилась знаменитая картина.