Примерное время чтения: 8 минут
428

Учителям надо учиться. Новые технологии изменили общество, но не школу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. «АиФ на Дону» 29/01/2019

Взрослые часто жалуются на подрастающее поколение - «они всё время в своих гаджетах и компьютерах», «разучились общаться», «не выходят на улицу». Интернет и новые технологии многими воспринимаются как какое-то безусловное зло, из которого в наш уютный и безопасный мир проникают агрессия и невежество.

Но насколько справедливы такие представления? Не пытаемся ли мы закрыться от новой реальности, вместо того, чтобы научиться жить в ней, и как должна меняться в этой связи школа и вся система образования?

Об этом «АиФ на Дону» поговорил с преподавателем высшей категории, кандидатом социологических наук, директором Ростовского техникума индустрии моды, экономики и сервиса Сергеем Сидоренко.

Всё держится на учителе

Иван Петров «АиФ на Дону»: Интересно экспертное мнение - какая главная проблема сферы образования сейчас?

Сергей Сидоренко: Чрезвычайно важная проблема - падение авторитета преподавателя. Образование всегда держалось и ещё долго будет держаться на учителе. Он здесь главная фигура (и пусть не обижаются другие работники). Будущее России зависит от того, каким он будет, от доверия к нему. Без этого образование не сможет развиваться. К сожалению, мы видим явную недооценку образования. И это очень опасно. Мы живём в условиях перехода к новой цивилизации, к новому качеству, к новым коммуникативным системам. Старый уклад может оказаться под руинами привычной жизни. Между тем, картина мира в образовании сильно искажена. Фактическое отстранение педсообщества от решения большинства профессиональных проблем - главный источник многих негативных явлений.

Фото: Из личного архива/ Сергей Сидоренко

- В чём это проявляется на практике?

- Анализ ответов преподавателей показывает, что многие из них пользуются информацией только из телевизора. Большинство постоянно работает с Интернетом, и в тоже время не владеет достаточным уровнем необходимых навыков. Почти все ничего не слышали о Московской электронной школе (а её разработки лежат в основе Российской электронной школы). Попробуйте спросить, что такое coursera - одна из самых успешных систем онлайн-обучения. Как результат, преподаватель снизил уровень своей образованности, она не соответствует требованиям сегодняшнего дня. А это ведёт к снижению влияния на учеников. Кто бы что ни говорил, какие бы бредни не распространялись, но нельзя отрицать очевидное: образованным может считаться только человек, умеющий работать в Интернете (а это достаточно трудно, образование всегда большой труд). Одновременно можно отметить, что абсолютному большинству учителей нравится работать в сфере образования. Но только 40% хотели бы увеличить свою ценность для школы, колледжа или техникума, в которых они трудятся. Вывод простой - учителя надо не столько опекать, сколько надо ему помогать. Причём отмечу, что проблемы повышения квалификации не решаются простым повышением зарплат (как считают многие). Эти проблемы начинают отступать, когда люди чувствуют себя на своем месте и занимаются тем, что им приносит не только зарплату.

Учить думать

- Какую цель должен ставить перед собой учитель?

- Все должны понимать, кого и для чего мы учим. Учить думать - одна из главных целей образования. Вычислительное мышление - очень большое преимущество.

- Что это такое?

- Это новый тип мышления и способ решения задач (независимо от будущей профессии). Особо стоит отметить, что во многих странах его добавили к основным навыкам начальной школы - чтению, письму, арифметике в качестве ключевых навыков. Для того, чтобы освоить вычислительное мышление, надо не только изучить природу вычислительных процессов, но и освоить такие навыки, как умение творить, ясно объяснять, работать в команде (их развивают практически все учебные предметы). Наличие смартфонов уже сейчас во многом изменило образ жизни. Каждый год Интернету задают два триллиона вопросов - люди не знали, насколько ценным будут немедленные ответы, пока не получили к ним доступ. Способность мыслить логически и алгоритмически (не упуская ни одной детали), находить эффективные способы того, что делаешь, - это требование эпохи. Неслучайно американцы ввели с первого класса изучение основ программирования.

Разбираются лучше взрослых

- И ведь прогресс не останавливается. Ещё недавно вершиной научной мысли в школе казался калькулятор, а теперь всерьёз говорят про «дополнительную реальность».

- Действительно, ещё недавно многие технологии из фильмов казались фантастикой. Однако технология дополнительной реальности - уже сегодняшний день. Она устраняет разрыв между трёхмерным физическим миром и двухмерным цифровым. Добавляя к объектам различные данные и изображения, можно значительно сократить время на обработку информации и сделать правильный выбор. Внедрению её пока мешает дороговизна. Но, судя по темпам снижения стоимости и развития дополнительной реальности, совсем скоро произойдёт это слияние цифрового и реального миров. Всё говорит о том, что смартфоны, многие экраны полностью исчезнут. Изобретения становятся умнее и дешевле. И это недалёкая перспектива. Ведь наша жизнь во многом изменила цифровизация. Впервые появилось поколение, которое разбирается во многих вопросах лучше взрослых!

- Ну, о пользе или вреде Интернета для развития молодых людей споры не смолкают до сих пор.

- Некоторые чиновники от образования вместо того, чтобы использовать современные достижения для повышения качества обучения, сосредоточились на выискивании в них недостатков. Например, уцепились за то, что дети некрасиво пишут. Нет времени для занятий чистописанием - возникли проблемы в развитии моторики мелких мышц руки, сенсорной и моторной активности. Это действительно исключительная проблема. Многие учёные видят определённую зависимость развития интеллекта ребёнка от успешного развития моторики мелких мышц. Но, товарищи родители, помогите своему ребёнку! Развивайте его. Если мы сами пишем всё меньше и меньше, то почему требуем от детей? Да, пока нет адекватной замены. Но это не значит, что её не будет. Одно абсолютно стало ясно - новое поколение детей писать не будет (как и другие многочисленные поколения в истории человечества). Однако меня больше волнует другая проблема - что делать с чтением? Это беспокоит и многих родителей. Сегодня «отцы и дети» - это не просто разные поколения, они принадлежат к разным коммуникативным системам. Дети не читают, а смотрят. И наши отпрыски в большинстве своём уже постоянно находятся в компьютерном мире, а вот мы ещё «грешим» книгой. Но не подумайте, что я против книг. Книга ещё долго, а может и всегда должна оставаться с нами.

Запреты не помогут

- И что делать в такой ситуации?

- Запреты, усиленный контроль здесь мало что дадут (запрещать - «это глупо», так считает молодёжь). Наказания сегодня почти не боятся. Боятся потери эмоциональной теплоты. То, что вы не понимаете вашего ребёнка, - это нормально. Просто социализация сегодня происходит в Интернете. Им больше нравится общение онлайн. Не ужасайтесь этому. С детьми, а студенты - это тоже дети, надо разговаривать по-взрослому (и пожалуйста, не обсуждайте поведение педагогов в присутствии детей!). Но мы часто видим не разговор, а вещание. Чем «привязать» студента к себе? Образование должно завораживать студентов! Они любят находиться рядом со взрослыми. И здесь лучше всего использовать эмоциональное притяжение, единение. Других рычагов у нас нет. Чтение - это работа, трудная и серьёзная. Читайте сами, читайте вместе. Найдите то, что ему по душе. Чтобы ваши обучаемые смогли поймать драйв, кураж от чтения, хайп, как они говорят. Откажитесь от собственных амбиций. Будет трудно, но ответственность лежит и на родителях, и на нас - преподавателях.

Эмоциональный интеллект играет всё более исключительную роль. Но вот парадокс - педагоги видят эту тенденцию, но большинство из них так и не удосужилось освоить идеи Д. Го­улмана (одного из основоположников понятия EQ - эмоционального интеллекта, опубликовавшего свои основные идеи несколько десятилетий назад).

Работать так, как работали раньше, становится невозможно. Хотя также всем ясно, что контуры будущего образования ещё не определены. Сейчас предыдущие поколения мало что могут дать последующим. Лет 20 нам будет очень трудно. Поэтому сегодня лучше максимально сосредоточиться на эмоциональной теплоте. Главная компетенция преподавателя - учиться самому. И в этом, как показали исследования, ему нужна помощь. Причём, отметим, любое пространство выстраивается долго. Быстрый результат в педагогике - обман и ложь. Нет здесь универсальных приёмов. И надо всегда помнить слова - призыв нашего земляка классика А. П. Чехова: «Если бы вы знали, как необходим… хороший, умный, образованный учитель».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах