Короче, не обычная девочка, а индиго из Сальских степей. В ушедшем учебном году сальчанка победила на областной олимпиаде по английскому языку, оставив позади ребят из английских спецшкол, и стала призёром в региональных олимпиадах ещё по… шести предметам - по математике, физике, информатике, русскому, французскому, немецкому языкам.
Школьная учительница истории уверяет, что у Лизы «ярко выраженное мышление историка». Учительница физики мечтает, чтобы Лиза стала физиком. Учительницы иностранных языков вообще называют её способности феноменальными и не до конца объяснимыми.
Впрочем, дело ведь не только в олимпиадах…
Десятиклассница Лиза - круглая отличница в школе. Ещё с отличием закончила музыкальную и художественную, поэтому поёт и рисует, побеждала на районных конкурсах по сольфеджио. Причём в той же «музыкалке» училась сразу на двух отделениях - флейты и фортепиано. А, окончив школу два года назад, вскоре… вернулась туда опять уже в класс гитары. Ещё она пишет неплохие стихи. А ещё... хорошо скачет верхом, имеет синий пояс по каратэ, достаточно прилично плавает. С недавних пор начала осваивать дзюдо. Всё это невероятно. Но факт.
Вопрос без ответа
...Лиза выучила буквы к двум годам, в три уже бегло читала. К семи, когда пришло время собирать школьный ранец, она уже считала до тысячи, была знакома со строением Солнечной системы. Причём не скажешь, чтобы кто-то днями и ночами её «дрессировал». Дело в том, что у её родителей распалась семья. Мама-программист вынуждена была работать. И тогда воспитанием внучки занялись бабушка с дедушкой. Бабушка - инженер, дед - отставной военный. Бабушка преподавала математику и черчение в местном индустриальном техникуме, дедушка - физику в одной из школ. Однако в семье никто не задавался целью лепить из девчушки вундеркинда. Да, помогали, умели сложное объяснить просто и интересно, но не более того...
Лет в пять, увидев, что девочка потянулась в книжном магазине к полке, где стояли учебники по английскому, решили приобщить её к языкам, отдали в кружок, потом к репетитору. А дальше начались чудеса…
- Лизу я помню с того самого пятилетнего возраста, - рассказывает учительница английского Людмила САФОНОВА. - Это был очень весёлый, жизнерадостный ребёнок. Впрочем, как и сейчас. Помню, спрашиваю её: «Лиза, как тебе погода?» А она отвечает английской поговоркой, которую быстро выучила: «Нет плохой погоды, есть плохая одежда». Бабушка возила её на занятия с Луны - так называется наш дальний микрорайон, где они жили. Что меня удивило? Пятилетняя девочка записывала в тетрадь, не делая ошибок даже в таких сложных словах, как «замечательный», «рефрижератор» и т.д. Потом я поняла: у неё фотографическая память. Раз посмотрев, она мгновенно запоминает правописание. Ещё одна поразившая меня особенность:вот прочла она в тексте очень сложный грамматический оборот, который мы ещё не проходили, и тут же начинает его использовать - интуитивно, однако совершенно правильно. Как такое возможно? Я не знаю. Причём занимались мы немного - по два, а чаще по одному разу в неделю, иногда делали перерывы на полтора-два месяца.
Когда Лиза была четвероклашкой, ей предложили поучаствовать в городской олимпиаде по английскому среди... 9-классников. Никаких задач перед девочкой не ставили. Рассчитана олимпиада была на 3 часа, Лиза понесла отдавать задание минут через 40. Все подумали: ну конечно, ребёнку тяжело. А когда прочли, ахнули: лучшая работа как раз и принадлежала маленькой Лизе. Она и стала победительницей.
Откуда такой талант?
- После, когда она училась в 6-7-м классах, мы однажды эксперимента ради засекли время. Например, чтобы устно выполнить контрольную, рассчитанную на 45 минут, у Лизы уходило... полторы минуты. Если записывала - от силы минут 15, - продолжает Людмила Сафонова.
- Я бы сказала, что Лиза не просто способный по физике ребёнок, - вторит ей учительница физики школы №1 Светлана САДИКОВА. - Более всего меня поражает необычность её мышления. Она настолько нетрадиционным, оригинальным способом начинает решать иную сложную задачу, что у меня поначалу даже рука тянется перечеркнуть... А потом понимаю: да, так тоже можно эту задачу решить.
Если же вернуться назад... В первом классе Елизавете, как выяснилось, нечего было делать. Она сдала экзамены экстерном, сразу пошла во второй, но и там спустя месяц ей стало скучновато. Потому родные и решили вплоть до 9-го класса перевести её на домашнее обучение. В последние два года она учится в обычной школе.
...Между тем, как рассказали мама и бабушка Лизы, помогает одарённой девушке лишь школа. «Там находят спонсоров. Благодаря этому с Лизой на олимпиады может поехать сопровождающий, обычно это я, - говорит мама девушки Ольга Владимировна. - Ведь все остальные дети ездят на одну, максимум на две олимпиады. А Лиза остаётся и на другие олимпиады, учителя быть с ней рядом так долго не могут».
Может, не зря район, где она жила, назвали Луной?
Гены одарённости
Профессор кафедры теоретической физики ЮФУ, заведующий лабораторией физики фундаментальных взаимодействий НИИ физики ЮФУ Григорий ВЕРЕШКОВ:
- Безусловно, объяснить причины всех необычайных способностей я не в силах. Что до вундеркиндов... Были они и среди моих учеников. Ростовчанин Олег ЕВНИН (сейчас он уже зрелый учёный) окончил школу в 13 лет, в 18 - наш университет, после чего в аспирантуру его взяли к крупнейшему физику современности - Джону Шварцу в США, в Стендфордский университет. Сейчас Олег - профессор в Таиланде. Что до объяснения феномена чудо-детей… Современная наука склоняется к тому, что дело не столько в их отменной памяти, сколько в необычайно слаженной (это заложено генами) работе нейронов головного мозга. Большинство из нас познают ту или иную отрасль знаний по кирпичикам. А вот люди второго типа (к ним, видимо, принадлежит и Елизавета Рассохина) мгновенно видят целостную картину и, что важно, взаимосвязи между её элементами. Это и позволяет им без титанических усилий преуспевать в разных областях. Впрочем, эти же теории отказывают вундеркиндам в ярких творческих способностях. Мол, такие люди мгновенно постигают существующие системы, но им трудно создать новую - свою. Однако возражений у этого допущения тоже масса. Для меня пример обратного - гениальный физик Лев Ландау. Тем более, что я в своё время общался с его соавтором Евгением Лившицем. Ландау был типичным вундеркиндом - окончил школу в 13 лет. Лет с 13, а то и раньше вычислял интегралы и дифференцировал, что входит в университетскую программу. В вузе учился одновременно на двух факультетах. Но при этом масштаб его творчества в науке огромен.
Донские вундеркинды
...Девочка в жёлтом платьице выходит на сцену и поёт арию «Аве Мария» так, что женщины в зале плачут.
Поражает не только сильный, огромного диапазона голос, но и недетские интонации: словно перед тобой человек, проживший долгую, полную страданий жизнь. Вику ОГАННИСЯН, которой сейчас 12 лет, называют вундеркиндом в музыке. С недавних пор она занимается под руководством оперной певицы и педагога Любови Казарновской. Обратили же внимание на её поразительный голос случайно. Девочка тогда не знала нот и оперные арии запоминала... сразу, слушая их на магнитофоне.
***
Денис САВКИН внесён в Книгу рекордов Гиннесса дважды. Летом 1999-го он, подросток, пронёсся по центру Ростова на роликах.
Казалось бы, что особенного? Ничего, за исключением того, что глаза у паренька были завязаны плотной чёрной повязкой. Позже он, завязав глаза, изучал английский язык, работал в Интернете, читал текст записок, вложенных в конверт. Он утверждал, что видит одинаково хорошо как с открытыми, так и с завязанными глазами. В конце концов Савкин поставил новый рекорд: вслепую на роликах перепрыгнул через... десять человек, рискнувших лечь на асфальте. Сейчас бывший ростовчанин живёт за границей.